Тема 4. Основы анализа спроса и предложения
1. Спрос в рыночном механизме.
2. Предложение в механизме рынка.
3. механизм установления равновесной рыночной цены.
4. Эластичность спроса: ценовая, перекрестная и эластичность по доходу.
5. Эластичность предложения.
6. Влияние эластичности спроса и предложения на денежную выручку предпринимателя.
Задание №1
Терминологический диктант:
Спрос, закон спроса, факторы спроса, предложение, закон предложения, факторы предложения, ценовая эластичность спроса, перекрестная эастичность спроса, эластичность спроса по доходу.
Задание №2
В таблице 1 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:
Цена (руб.) | Объем спроса (млн. банок в год) | Объем предложения (млн. банок в год) |
А) Изобразите на одном графике кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы.
Б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8-ми руб., что характерно для данного рынка – излишек или дефицит? Каков его объем?
В) Если рыночная цена на банку фасоли равна 32 руб., что характерно для данного рынка – излишек или дефицит? Каков его объем?
Г) Чему равна равновесная рыночная цена на этом рынке?
Д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?
Задание №3
Как влияют перечисленные в таблице 2 изменения на спрос и на предложение? Поставьте «галочки» в колонках, названиекоторыххарактеризуетэффектизменения.
Изменение при прочих равных условиях | Сдвигкривойспроса | Движениевдолькривойспроса | Сдвигкривойпредложения | Движениевдолькривойпредложения |
1. изменение цен конкурирующих товаров; 2. внедрение новой технологии; 3. изменение моды на товар; 4. изменение потребительских доходов; 5. изменениеценнасырье. |
Задание №4
Рассчитайте показатели ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы, исходя из следующих данных об объемах продаж при разных ценах:
Объемпродаж, тыс.шт. | 1 2 3 4 5 6 7 |
Цена, руб. | 100 90 80 70 60 50 40 |
Задание №5
В таблице представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены:
Ценазапорцию, руб. | Объемспроса, тыс. порций | Расходы (выручка), тыс. руб. | Коэффициентценовойэластичностиспроса |
2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 |
Задание №6
Определите эластичность спроса и предложения по цене и выручку:
Показатель | Январь Февраль Март Апрель Май |
Цена, руб. Предложение товара, шт. Спрос на товар, шт. Выручка, руб. Коэффициент эластичности спроса Коэффициент эластичности предложения | 8 7 6 5 4 26 22 16 12 10 8 10 18 24 30 |
Задание №7
Тесты:
1. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
А) потребность;
Б) спрос;
В) необходимость;
Г) желание.
2. Механизм согласования спроса и предложения, формирования равновесной цены – это:
А) конкуренция;
Б) торговля;
В) рынок;
Г) товарооборот.
3. Закон спроса характеризует:
А) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;
Б) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;
В) прямую зависимость цены от величины спроса;
Г) обратную зависимость цены от величины спроса.
4. Закон предложения выражает:
А) обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;
Б) прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара;
В) обратную связь между ценой и количеством спрашиваемого товара;
Г) меру эластичности предложения.
5. Снижение цены равновесия может быть достигнуто в результате:
А) смещения кривой предложения вправо;
Б) смещения кривой предложения влево;
В) смещения кривой спроса вправо;
Г) смещения кривой спроса влево.
6. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:
А) цена повысится;
Б) увеличится общее количество товаров;
В) цена останется стабильной;
Г) благосостояние общества растет.
7. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
А) уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса;
Б) изменению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема спроса (в %);
В) уменьшению общей выручки (в %), деленному на увеличение цены (в %);
Г) изменению объема спроса (в %), деленному на изменение цены (в %).
8. Эластичность предложения зависит главным образом от:
А) числа товаров-заменителей данного продукта;
Б) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен;
В) того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши;
Г) того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления.
9. Определите в каждом конкретном случае, когда происходит изменение в спросе, а когда изменение величины спроса:
А) рост доходов потребителей приводит к увеличению покупок изделий из натуральных мехов;
Б) цена на яблоки резко поднялась, и в результате упал спрос на них;
В) повышение цены на сливочное масло вызвало увеличение покупок растительного масла;
Г) введение платного обучения в вузе сократило число студентов этого вуза;
Д) товар вышел из моды, в результате сократился спрос на него;
Е) удачная реклама на товар вызвала большой прилив покупателей данного товара на рынок;
Ж) забота о здоровье привела к сокращению потребления сигарет.
10. Вызывают ли сдвиг кривой предложения следующие ситуации:
А) снижение цены на пшеницу вызвало уменьшение объема ее продаж (да/нет);
Б) в связи с хорошим урожаем арбузов, число их продавцов на рынке увеличилось вдвое (да/нет);
В) снижение цен на минеральные удобрения увеличивают предложение риса (да/нет).
Задание №8
Верно / неверно:
1. кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса;
2. увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара;
3. сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом уровне цен;
4. если правительство устанавливает верхний предел для роста цен, то объемы спроса и предложения данного товара всегда равны;
5. рост спроса, сопровождающийся расширением предложения, приводит к увеличению равновесного объема производства, но не к росту равновесной цены;
6. рост потребительских доходов вызывает расширение спроса на все товары;
7. при прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на чипсы;
8. если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, ибо в таких условиях спрос будет падать, а предложение расти;
9. если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, возможно цена на него не измениться;
10. любое изменение цен на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и предложения вверх или вниз по кривой спроса.