Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики

2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом. Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.

К инструментам денежно-кредитной политики относят: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки про­цента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использова­ния косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснени­ем первых вторыми. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредствен­но относятся к деятельности Центрального Банка и осуществля­ются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в стра­нах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени не­зависимости Центрального Банка в проведении денежной полити­ки сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

В России законодательно закреплено положение о том, что Центробанк является органом денежно-кредитного регулирования. Объектом регулирования выступает, со­гласно Закону о Центральном банке России[6], объем и структура денежной массы в обращении. Статья 13 этого Закона определяет экономические инструменты Центробанка по воздействию на денежно-кредитную ставку. Это определение норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами. Эти меры де­нежно-кредитного регулирования известны в мировой практике и нашли примене­ние во многих странах. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России (прил.)[7]

Инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Нормы обязательных резервов довольно существенно различались по отдельным странам. Так, в начале 90-х годов нормы резервирования текущих счетов колебались от 0,51% в Великобритании и 2,5% в Японии и Швейцарии до 22,5% в Италии.

В России после кризиса 1998 г. ЦБ РФ снизил нормы обязательных резервов для облегчения расшивки неплатежей. В дальнейшем по мере восстановления банковской системы коммерческие банки стали использовать появившиеся средства в спекулятивных целях. Для предотвращения перетока средств на валютный рынок ЦБ РФ вновь поднял норму обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц до 7% 19.03.1999 г., затем до 8,5% 10.06.1999 г. и до 10% 1.01.2000 г.

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые сум­мы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако )го лишает банки суммы дохода, который они могли бы полу­чить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обяза­тельных резервов, тем меньшая доля средств может быть исполь­зована коммерческими банками для активных операций. Увели­чение нормы резервов (гг) уменьшает денежный мультиплика­тор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк ока­зывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматрива­ются довольно редко, поскольку сама процедура носит громозд­кий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. В последние годы в ряде стран наблю­далось снижение нормы обязательного резервирования, а в не­которых случаях и ее отмена.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирова­ния), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставле­нию ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерчес­кие банки повышают и свои ставки по ссудам.

Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничения­ми. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затрудне­ния. Однако допускают­ся не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемле­мыми с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для попол­нения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долго­срочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансово­го положения.

В некоторых странах Центральный Банк устанавливает кво­ты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредито­вания стимулируют к использованию этих квот.

Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики. Повышение учетной ставки Цен тральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рыта- межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банкой по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовым рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент де­нежного регулирования предполагает куплю-продажу Централь­ным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первич­ных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государствен­ные облигации.

Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у ком­мерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете это­го банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повы­шенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут за­висеть от пропорции, в которой прирост денежной массы рас­пределяется на наличность и депозиты: чем больше средств ухо­дит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через опера­ции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуще­ствляются Центральным Банком в форме соглашений об обрат­ном выкупе (РЕПО). Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем Центрального Банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

Следует отметить, что в области денежно-кредитной политики набор критериев устойчивости включает уровень инфляции, требования к динамике номинального обменного курса национальной валюты и уровню процентных ставок. Россия до последнего времени оставалась страной с высокой по сравнению с крупнейшими развивающимися экономиками инфляцией, и ее устойчивое снижение до сопоставимых уровней имеет ключевое значение.[8] Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновре­менно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при уве­личении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процент со стороны возросшего спроса на деньги

2.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточ­ный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эф­фективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредит­но-денежной политики:

изменение величины реального предложения денег Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики - student2.ru в результате проведения Центральным Банком соответ­ствующей политики;

изменение ставки процента на денежном рынке;

реакция совокупных расходов (в особенности инвестици­онных расходов) на динамику ставки процента;

изменение объема выпуска в ответ на изменение совокуп­ного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокуп­ною предложения расположены еще две промежуточные ступе- ми, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (см. рис. 3).

Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики - student2.ru

Рисунок 3. Передаточный механизм денежной политики

Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось боль­ше денег, чем им необходимо.

Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики - student2.ru а б в
Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге - снижение ставки процента (рис. 4 а). Однако реакция денежного рынка зависит от характера спросе на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (пологая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис. 4, б,в)/[9]

Рисунок 4. Снижение процентной ставки

Следующим шагом является корректировка совокупною спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки про­цента. Обычно считается, что больше других на динамику став­ки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органон государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существен­ное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спро­са в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативно­го расширения совокупного дохода.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного ме­ханизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначи­тельные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не (ТОЛЬКО со ставкой процента на денежном рынке, сколько с об­шей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Глобальные экономические потрясения на современном этапе выявляют недостатки в сфере денежно-кредитного регулирования национальных экономик, тем самым определяя необходимые направления трансформации монетарной политики. Выбор правильного вектора ее трансформации требует переосмысления условий, в которых проводится монетарная политика, анализа реализованных антикризисных мер.[10]

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центробанка, степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некото­рых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании го­сударственного сектора, решении проблем бюджетного дефици­та и других официальных характеристик банка, зафиксирован­ных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствую­щих о фактической независимости Центрального Банка.

В развивающихся странах, а также странах с переходной эко­номикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюд­жета.

Заключение

Таким образом, под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики чрезвычайно важное значение имеет стабильность банковской системы. Банковская система – это сложный, саморегулируемый, взаимосвязанный и функциональный организм, от состояния которого зависит бесперебойное и эффективное функционирование всех государственных органов, взаимосвязь банковских учреждений и субъектами хозяйственной деятельности.

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

С помощью инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Ва­рианты денежной политики по-разному интерпретируются на трафике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денеж­ной массы соответствует вертикальной кривой предложения де­нег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая мо­нетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процен­тной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

В настоящее время денежно-кредитная политика Центральных Банков ориентируется на монетаристские принципы, где перед ними ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП.

Следует отметить, что при выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства.

Совершенствование денежно-кредитной политики России на современном этапе включает в себя широкий круг вопросов, в числе которых повышение роли банков и банковских систем в развитии экономики, использование международного опыта повышения ликвидности банковской системы, решение экономических и правовых проблем отношений Банка России и кредитных организаций, развитие системы страхования вкладов, поддержание устойчивого валютного курса и переход к конвертируемости рубля и ряд других. Без изменения в целях монетарной политики и ее инструментов приоритетов в пользу стимулирования развития российской экономики, ее банковской и платежно-расчетных систем, не будет достигнута макроэкономическая стабильность.

Успешная реализация предложенных преобразований монетарной сферы позволит сформировать в российской банковской системе единый механизм рефинансирования, который повысит ее устойчивость в случае развития нового кризиса и благоприятно скажется на прозрачности и эффективности денежно-кредитной политики Банка России в целом.

Наши рекомендации