Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом. Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.
К инструментам денежно-кредитной политики относят: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке.
Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.
Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального Банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.
В России законодательно закреплено положение о том, что Центробанк является органом денежно-кредитного регулирования. Объектом регулирования выступает, согласно Закону о Центральном банке России[6], объем и структура денежной массы в обращении. Статья 13 этого Закона определяет экономические инструменты Центробанка по воздействию на денежно-кредитную ставку. Это определение норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами. Эти меры денежно-кредитного регулирования известны в мировой практике и нашли применение во многих странах. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России (прил.)[7]
Инструменты косвенного регулирования денежной системы.
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Нормы обязательных резервов довольно существенно различались по отдельным странам. Так, в начале 90-х годов нормы резервирования текущих счетов колебались от 0,51% в Великобритании и 2,5% в Японии и Швейцарии до 22,5% в Италии.
В России после кризиса 1998 г. ЦБ РФ снизил нормы обязательных резервов для облегчения расшивки неплатежей. В дальнейшем по мере восстановления банковской системы коммерческие банки стали использовать появившиеся средства в спекулятивных целях. Для предотвращения перетока средств на валютный рынок ЦБ РФ вновь поднял норму обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц до 7% 19.03.1999 г., затем до 8,5% 10.06.1999 г. и до 10% 1.01.2000 г.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако )го лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (гг) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. В последние годы в ряде стран наблюдалось снижение нормы обязательного резервирования, а в некоторых случаях и ее отмена.
Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам.
Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми с точки зрения Центрального Банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В некоторых странах Центральный Банк устанавливает квоты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредитования стимулируют к использованию этих квот.
Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики. Повышение учетной ставки Цен тральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рыта- межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банкой по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовым рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем Центрального Банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.
Следует отметить, что в области денежно-кредитной политики набор критериев устойчивости включает уровень инфляции, требования к динамике номинального обменного курса национальной валюты и уровню процентных ставок. Россия до последнего времени оставалась страной с высокой по сравнению с крупнейшими развивающимися экономиками инфляцией, и ее устойчивое снижение до сопоставимых уровней имеет ключевое значение.[8] Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процент со стороны возросшего спроса на деньги
2.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:
изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;
изменение ставки процента на денежном рынке;
реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;
изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Между изменением предложения денег и реакцией совокупною предложения расположены еще две промежуточные ступе- ми, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (см. рис. 3).
Рисунок 3. Передаточный механизм денежной политики
Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо.
|
Рисунок 4. Снижение процентной ставки
Следующим шагом является корректировка совокупною спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органон государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не (ТОЛЬКО со ставкой процента на денежном рынке, сколько с обшей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Глобальные экономические потрясения на современном этапе выявляют недостатки в сфере денежно-кредитного регулирования национальных экономик, тем самым определяя необходимые направления трансформации монетарной политики. Выбор правильного вектора ее трансформации требует переосмысления условий, в которых проводится монетарная политика, анализа реализованных антикризисных мер.[10]
Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центробанка, степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.
В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.
Заключение
Таким образом, под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики чрезвычайно важное значение имеет стабильность банковской системы. Банковская система – это сложный, саморегулируемый, взаимосвязанный и функциональный организм, от состояния которого зависит бесперебойное и эффективное функционирование всех государственных органов, взаимосвязь банковских учреждений и субъектами хозяйственной деятельности.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
С помощью инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на трафике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
В настоящее время денежно-кредитная политика Центральных Банков ориентируется на монетаристские принципы, где перед ними ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП.
Следует отметить, что при выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства.
Совершенствование денежно-кредитной политики России на современном этапе включает в себя широкий круг вопросов, в числе которых повышение роли банков и банковских систем в развитии экономики, использование международного опыта повышения ликвидности банковской системы, решение экономических и правовых проблем отношений Банка России и кредитных организаций, развитие системы страхования вкладов, поддержание устойчивого валютного курса и переход к конвертируемости рубля и ряд других. Без изменения в целях монетарной политики и ее инструментов приоритетов в пользу стимулирования развития российской экономики, ее банковской и платежно-расчетных систем, не будет достигнута макроэкономическая стабильность.
Успешная реализация предложенных преобразований монетарной сферы позволит сформировать в российской банковской системе единый механизм рефинансирования, который повысит ее устойчивость в случае развития нового кризиса и благоприятно скажется на прозрачности и эффективности денежно-кредитной политики Банка России в целом.