Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Связь бюджетного дефицита с государственной задолженностью
Бюджетный дефицит — превышение расходов государства над доходами.
Различают три вида бюджетного дефицита:
• фактический,
• структурный,
• циклический.
Фактический бюджетный дефицит — это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.
Структурный бюджетный дефицит — это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.
Циклический бюджетный дефицит — это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.
Иногда используют понятия активного и пассивного бюджетного дефицита.
Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.
Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.
Финансирование бюджетного дефицита можно осуществлять двумя путями:
• выпуск новых денег (эмиссионное покрытие бюджетного дефицита);
• займы на открытом рынке.
Первый путь покрытия бюджетного дефицита ведет к увеличению инфляции.
Второй путь не вызывает роста инфляции, но, во-первых, он способствует возникновению эффекта вытеснения, поскольку государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором: процентные ставки растут, а инвестиции сокращаются, т.е. вытесняются; во-вторых, государственные займы способствуют росту государственной задолженности.
Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.
Внешний долг — займы государства у граждан и организаций за рубежом. Проблемы внешнего долга носят как экономический, так и социально-политический характер. Во-первых, внешний долг означает передачу части товаров и услуг за границу, во-вторых, кредитор может ставить невыгодные для страны условия.
Внутренний долг — займы государства у граждан и организаций внутри страны. Проблемы внутреннего долга — эффект вытеснения, перераспределение доходов (наиболее обеспеченные слои населения накапливают государственные облигации, в то время как бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на все общество в целом).
Таким образом, государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом: накапливание бюджетного дефицита увеличивает государственную задолженность. Значит, необходимо сбалансировать бюджет.
К проблеме балансирования бюджетного дефицита есть три подхода:
• ежегодное балансирование бюджета,
• циклическое балансирование бюджета,
• функциональный подход к балансированию бюджета.
Ежегодное балансирование бюджета предполагает, что каждый год бюджет должен сводиться с нулем, т.е. должно быть полное отсутствие дефицита или профицита. В наше время такой подход редок, однако он господствовал до Великой депрессии в США. Такое понимание бюджетного балансирования опроверг Дж. М. Кейнс.
Циклическое балансирование бюджета допускает наличие дефицитов и профицитов, однако накопленный дефицит должен компенсироваться накопленным профицитом, и в рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо.
Проблема такого подхода заключается в том, что количество дефицитных лет, как правило, оказывается больше количества профицитных, и в итоге бюджетный дефицит все равно нарастает.
Функциональный подход к балансированию бюджета (концепция функциональных финансов) рассматривает минимизацию бюджетного дефицита не в качестве первоочередной задачи, а в качестве инструмента. Главная задача — это макроэкономическая стабилизация. Если она будет решаться при наличии бюджетного дефицита, не надо делать из этого большой проблемы. Именно такой подход использует сегодня большинство стран (пример 17.2).