ОБЪЕКТ ИННОВАТИКИ - процесс инновационного развития экономики, общества и государства.
ПРЕДМЕТ ИННОВАТИКИ - инновационная деятельность. Модели и методы ее описания, исследования организации и стимулировния на макро – мезо - и микроуровне.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ (позновательные)КОРНИ ИННОВАТИКИ – научные области: экономики, финансов, социологии, философии, инженерного проектирования, управления, производства, информатики, маркетинга, логистики, поведенческой психологии, педагогики и др.
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАТИКИ: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия инноваций, адаптация к ним человека и их приспособление к человеческим потребностям; инновационный менеджмент; выработка инновационных решений и др.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - форма функционального менеджмента, включающая в себя механизмы принятия решений и разработки управленческих воздействий, направленных на обеспечение непрерывности и повышение эффективности инновационного процесса во всех фазах его реализации (создания, внедрения и использования нововведений).
ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ | НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» |
Теория и методология инновационного развития | Теория и технологии инноваций (мировые тенденции инновационного развития, понятийный аппарат инновационной сферы) |
Стимулирование инновационной деятельности | |
Планирование инновационного развития | |
Инновационные системы и инфраструктуры | |
Системные условия инновационного развития | Организация инновационного высшего образования |
Организация трансфера технологий | |
Развитие международного научно-технического сотрудничества | |
Развитие малого и среднего бизнеса в инновационной экономике | |
Инновационная деятельность на предприятии | Организация инновационной деятельности на предприятии |
Управление инвестициями в инновационной деятельности | |
Проектное управление инновационной деятельностью | |
Управление интеллектуальной собственностью | |
Управление рисками в инновационной деятельности |
Тема 2.
Институциональная
Трансформация
Социально-экономической
Парадигмы цивилизационного развития
ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ
К началу 80-х годов 20-го века в передовых странах валовой продукт в сфере услуг превысил валовой продукт в сфере материального производства как по объему, так и по темпам роста.
Во Франции они были в 2 раза выше, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 30 раз. В США произошло сокращение занятых в сельском хозяйстве в 5 раз, в добывающей промышленности в 4 раза. Одновременно число работников в сфере личных, профессиональных и деловых услуг возросло с 20 до 35 % от общего числа занятых в экономике, а в сфере финансов, страхования и операций с недвижимостью - с 3 до 12 %.
Лу Юнсян: «В истории цивилизации можно выделить эру аграрнойэкономики, которая продолжалась несколько тысячелетий, эру индустриальной экономики, начавшуюся около 300 лет назад и эру наукоемкой экономики, начало которой относится к 90 годам XX столетия».
Л. Абалкин. «В развитых странах мира начинается процесс поэтапного завершения индустриальной эпохи и происходит ее постепенное преобразование в постиндустриальную.
Возникает новое постиндустриальное общество как продукт его естественной эволюции, образующийся в результате перехода количественных изменений в производственным отношениях, в новые качественные формы.
Д. Белл. «Фундаментальными признаками новой общественной формации являются наука и информации. При этом теоретическое знание оказывает беспрецедентное влияние на производство, что дает основание определить постиндустриальное общество как «общество знания».
В. Вернадский. «Наука - это творческая сила, основной элемент, ничем не заменимый в быстром и массовом создании народного богатства».
Д. Львов. «В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса экономический рост переходит на тот уровень, когда интеллектуальная рента превращается в фундаментальный источник социально-экономического развития страны».
М. Порат, Р. Кац. «Информационный сектор - это отдельный сектор экономики наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг».
М. Кастельс. «Постиндустриализм – это миф. Мы по-прежнему живем в индустриальной экономике, но основу которой составляет информатизация и глобализация».
В. Иноземцев. «Производство и потребление информации напрямую относятся к сфере услуг. Их позиционирование в виде отдельного сектора экономики безосновательно».
Информация представляет собой кодифицированное, формализованное знание, передаваемое с помощью специальных носителей от одного субъекта к другому.