Единый налог на земельную ренту
Земля изначально принадлежит всему человечеству, поэтому возникает социально-этическая проблема: а на основании чего созданное природой богатство эксплуатируется отдельными захватившими ее волею судеб субъектами? На каком основании наследники человека, например, захватившего или выменявшего за побрякушки у индейцев триста лет назад земельный участок на острове Манхэттен, получают ныне огромные доходы? Не мог же их предок предполагать, что на этом месте будет в будущем располагаться центр Нью-Йорка? Подобными вопросами задавался американский экономист ХIХ века Г. Джордж, в книге «Прогресс и бедность: исследование причины промышленных депрессий и возрастания потребностей с увеличением богатства» (Progress and Poverty: An Inquiry into the Cause of Industrial Depressions and of Increase of Want with Increase of Wealth, 1879) предлагал установить налог на земельную ренту в стопроцентном размере (англ. land value tax; LVT) и сделать этот налог единственным, т.е. упразднить все остальные налоги. Землевладельцы, утверждал реформатор, почти не пострадают, так как все равно будут получать процент на вложенный в землю капитал.
Книга американского ученого включает Введение, Заключение и 10 книг (43 главы): 1. Заработная плата и капитал (5 глав); 2. Население и существование (4 главы); 3. Законы распределения (8 глав); 4. Эффект материального прогресса на распределение богатства (4 главы); 5. Решенная проблема (2 главы); 6. Средство (2 главы); 7. Законность средства (5 глав); 8. Использование средства (4 главы); 9. Эффект средства (4 главы); 10. Закон человеческого прогресса (5 глав).
В 20 главе книги Г. Джордж утверждает: «Вещь, которая более всего препятствует пониманию несправедливости частной собственности на землю, - это привычка, с одной стороны, включать все, что является предметом владения, в категорию собственности, а, с другой, делать различие, согласно нефилософским понятиям адвокатов, между личной собственностью и недвижимостью, или движимым и недвижимым имуществом. Реальное и естественное различие существует между тем, что является продуктом труда, и тем, что является щедрым даром природы, или, используя термины политической экономии, между богатством и землей»[22].
Оппоненты нововведения Г. Джорджа аргументировали свою позицию следующим образом:
· На практике невозможно разделить земельную ренту и процент на капитал, т.е. различить хотя бы естественное и искусственное плодородие почвы;
· Огромного земельного налога все равно не хватит на покрытие всех государственных расходов, т.е. некоторые другие налоги все равно придется оставить;
· Доходы владельцев участка на острове Манхэттен не отличаются от доходов человека, например, случайно купившего акцию фирмы «Майкрософт», когда она еще не была такой великой и знаменитой;
· Нельзя лишать рентных доходов человека, который уплатил за землю требуемую сумму в надежде именно на высокую ренту.
Рынок труда
Субъектами предложения на рынке труда (англ. labour market) выступают домашние хозяйства, а спроса – фирмы и государство. Форма кривой предложения труда выглядит иначе, чем аналогичные графики других факторов производства (рис. 50).
Рис. 50. Предложение на рынке труда
На форму кривой предложения труда (на графике LS- labour supply) оказывают влияния эффекты дохода и замещения.
Эффект дохода в данном случае означает, что с ростом заработной платы индивид замещает свое свободное время трудом. Однако, по достижении определенного высокого уровня заработков субъекты предложения труда решают меньше работать и посвящать больше времени досугу. Таким образом по достижении заработка, равного W начинает действовать эффект дохода.
Как видно из графика, по оси ординат мы откладываем уровень заработной платы (W - wage), деленный на уровень цен (Р). Данное частное в экономической науке именуется «реальной заработной платой» (англ. real wage) и означает количество благ и услуг, которые можно приобрести за заработную плату. Уровень трудового дохода без учета изменения цен называют «номинальной заработной платой» (англ. nominal wage).
До наступления XX в. рынок труда даже в развитых странах характеризовался антисанитарными и опасными для здоровья и жизни условиями труда наемных рабочих; низкой заработной платы, достаточной для обеспечения самых скромных потребностей; бесконечным рабочим днем (до 16 часов); широким использованием на тяжелых работах женского и детского труда: «работающему пролетарию, беспощадно эксплуатируемому в первый период капитализма, характер требуемой от него работы грозил духовным упадком и душевным опустошением»[23], а и сами капиталисты зачастую если и оказывались рыцарями, то скупыми.
В настоящее время в большинстве стран мира рынок труда регулируется специальным трудовым законодательством.
В России законодательную базу функционирования рынка труда обеспечивает Трудовой кодекс РФ, принятый 30.12.2001 (Федеральный закон (ФЗ) №197); и вступивший в действие вместо «Кодекса законов о труде» (КЗОТ). Главной целью закона является: «установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей»[24].
В марксистской теории в качестве субъекта предложения на рынке труда выступает не собственно труд, а «рабочая сила» (нем. Arbeitskraft; англ. labour power), потребительная стоимость которой заключается в возможности создании ею новой стоимости.