Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. т
Наименование продукции | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Импорт | ||||||||
Мясо скота | ||||||||
Мясо птицы | ||||||||
Рыба свежая и моро- | 4,7 | |||||||
женая | ||||||||
Молоко | 14,6 | 77,7 | ||||||
Сливочное масло | ||||||||
Подсолнечное масло | ||||||||
Зерновые культуры | ||||||||
Мука и крупа | ||||||||
Сахар | ||||||||
Экспорт | ||||||||
Рыба свежая и моро- | ПО | |||||||
женая | ||||||||
Зерновые культуры | 5,2 | |||||||
Масличные культуры | ||||||||
Химические удобрения |
Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов страны по мясу скота в последние годы составила 33 %, мяса птицы — 25 %, сахару — 47 %, растительному маслу — 26 %. По продовольственным товарам, реализуемым в рыночной торговле в 1999 г., доля импорта была более 35 %, в крупных городах и промышленных центрах она достигла 70 %.
По нормативам, принятым международными организациями, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо, чтобы ввоз продовольствия в общем объеме его потребления составлял не более 20 %. В Российской Федерации доля импорта намного превышает эту величину, то есть стране угрожает потеря продовольственной независимости.
Продовольственная безопасность представляет собой гарантированное обеспечение страны соответствующими ресурсами на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения. Продовольственная зависимость возникает тогда, когда страна не в состоянии самостоятельно обеспечить свою продовольственную безопасность.
К важнейшим условиям восстановления продовольственной безопасности России относятся:
создание одинаковых условий для развития различных форм собственности и хозяйствования в АПК;
обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
интенсификация сельскохозяйственного производства;
оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования национальной экономики;
развитие инфраструктуры села.
Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм внешнеэкономической деятельности. На одно из лидирующих мест сейчас выходит совместное предпринимательство как важнейшая форма международной кооперации производителей товаров и услуг.
Совместное предприятие (СП) — это экономическая единица, планируемая, создаваемая, контролируемая и управляемая двумя или несколькими партнерами в соответствии с их вкладами в уставный капитал и внутренней договоренностью. Другие типы предприятий с иностранными инвестициями на территории России — это предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам или филиалы иностранных юридических лиц.
Создание совместного предприятия в России может осуществляться путем его учреждения или путем приобретения доли участия (пая, акции) иностранным инвестором в ранее созданном предприятии без иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы имеют право приобретать доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги предприятий, расположенных на территории РФ.
Порядок создания, ликвидации, организационно-правовые формы и режим деятельности предприятий с иностранными инвестициями (в том числе совместных предприятий) определяются Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. с изменениями от 19 июня 1995 г., а также другими законодательными актами, относящимися к данному вопросу.
Создание совместных предприятий на территории России происходит в несколько этапов. Заинтересованный хозяйствующий субъект предпринимает следующее:
выбирает юридическую форму СП;
указывает зарубежного участника;
представляет технико-экономическое обоснование предприятия;
составляет совместно с иностранным партнером устав предприятия;
подписывает с ним договор;
регистрирует совместное предприятие.
Учредительные документы (договор и устав СП) должны определять цель и предмет деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации СП.
Совместное предприятие регистрируется в Государственной регистрационной палате при Министерстве экономического развития и торговли РФ; эта палата ведет соответствующий реестр. Предприятия с объемом иностранных инвестиций менее 100 тыс. руб. могут регистрироваться местными органами власти. Отказ в государственной регистрации возможен только в случае нарушения установленного порядка образования предприятия либо несоответствия ему необходимых для регистрации документов.
При отсутствии по истечении года после регистрации документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 % указанных в учредительных документах вкладов в уставный капитал орган, зарегистрировавший предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации.
При осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот предприятиям с иностранными инвестициями в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным кодексом РФ;
вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ;
ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, могут без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории России международными договорами.
Валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Кроме того, такие предприятия имеют различные налоговые льготы, затрагивающие уровень налоговых ставок, а также вопросы временного или постоянного освобождения от налогообложения.
В целях привлечения иностранного капитала, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны, в которых устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим финансово-хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, им могут предоставляться следующие льготы:
упрощенный порядок регистрации (предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 тыс. руб. подлежат регистрации в уполномоченных органах непосредственно в свободной экономической зоне);
льготный налоговый режим, в том числе по налогу на переводимую за границу прибыль (при этом ставки налогов не могут составлять менее 50 % от действующих на территории РФ для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями);
пониженные ставки платы за пользование землей и иными участками недр, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;
особый таможенный режим, включая пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый.
К принципиальным особенностям сотрудничества участников СП относятся:
объединение собственности партнеров в уставном капитале предприятия;
совместное управление развитием предприятия, производством и реализацией товаров и услуг;
совместное несение производственных и коммерческих рисков;
раздел прибыли между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами страны регистрации.
К характерным чертам совместного предпринимательства следует также отнести долговременность сотрудничества, комплексность взаимодействия партнеров не только в области производства, но и в сфере его научно-технической подготовки, а также в реализации продукции.
Готовность иностранных инвесторов к вложению средств в экономику России непосредственно зависит от инвестиционного климата в стране — совокупности политических, экономических, юридических, социальных и иных факторов, определяющих степень риска предполагаемых вложений и их эффективность. Оба аспекта — эффективности и риска — одинаково важны.
Инвестиционный потенциал страны (региона, отрасли) представляет собой сумму объективных предпосылок для эффективных инвестиций в нее. Он зависит от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования и от их экономического благополучия. Этот потенциал характеризуется макроэкономическими показателями (темпы роста экономики, инфляция и др.), обеспеченностью территории факторами производства (природные ресурсы, рабочая сила, основные фонды и т.д.), потребительским спросом населения.
Инвестиционный риск — это вероятность потерь инвестиций и дохода от них. Он зависит от политической, социальной, экономической, криминогенной ситуации в стране (регионе). Одной из важных составляющих инвестиционного риска является местное законодательство — как общегосударственное, так и региональное.
В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным как для национального, так и для иностранного капитала. К наиболее существенным факторам, препятствующим инвестициям в российскую экономику, относятся:
нестабильная политическая обстановка в стране;
серьезные недостатки в законодательной базе;
социальная напряженность;
высокий уровень преступности;
недостаточное развитие многих важных сфер экономики, инфраструктуры и т. д.
С другой стороны, существует ряд факторов, оказывающих положительное воздействие, в том числе:
богатые и разнообразные природные ресурсы;
дешевая и достаточно квалифицированная рабочая сила;
высокий научно-технический потенциал;
емкий внутренний рынок для многих видов товаров и услуг.
В 1999 г. на территории РФ в сельском хозяйстве функционировало всего лишь 55 совместных предприятий с численностью работников З тыс. чел., фонд заработной платы которых составил 43,4 млн руб. Ими было произведено валовой продукции на сумму 343 млн руб.
Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями пока не играют сколь-либо заметной роли в аграрной экономике России. По мере развития рыночных отношений, улучшения инвестиционного климата они смогут занять определенную нишу на российском рынке.