Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебная ознакомительная практика
Учебная программа для специальности
1-26 02 01 Бизнес-администрирование
Брест 2010
СОСТАВИТЕЛИ:
Н.В. Борсук,заведующий кафедрой экономики и управленияучреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат экономических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А.М. Омельянюк, заведующий кафедрой экономической теории учреждения образования «Брестский государственный технический университет», кандидат экономических наук, доцент;
Л.А. Захарченко, доцент кафедры экономической теории учреждения образования «Брестский государственный технический университет», кандидат экономических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономики и управления учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № 9 от 11.03. 2010 г.)
Советом юридического факультета
(протокол № 7 от 30.03.2010 г.)
Научно-методическим советом учреждения образования
«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № ____ от _________ 2010 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа предназначена для подготовки студентов к прохождению учебной ознакомительной практики по специальности 1-26 02 01 Бизнес-администрирование.
Ознакомительная практика является частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса, представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по углубленному закреплению теоретических знаний и освоению основ избранной профессии.
Целью ознакомительной практики является закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных на втором курсе, ознакомление студентов с организационно-экономическим механизмом функционирования субъектов хозяйствования сферы производства и услуг, подготовка студентов к осознанному и углубленному практическому изучению учебных дисциплин специальности, освоение избранной профессии, приобретение профессиональных умений и навыков, подготовка будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности, освоение основ избранной профессии.
Основными задачами ознакомительной практики являются:
· углубленное закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Экономическая теория», «Основы менеджмента и организационное поведение», «Основы маркетинга».
· расширение знаний в области практического использования дисциплин «Экономическая теория», «Основы менеджмента и организационное поведение», «Основы маркетинга»;
· формирование навыков применения полученных знаний по избранной специальности;
· развитие навыков ведения студентами самостоятельной исследовательской работы;
· подготовка студентов к выполнению задач курсового проектирования по дисциплинам специальности;
· подготовка студентов к осознанному и углубленному практическому изучению учебных дисциплин специальности.
Требования к знаниям и умениям студента:
Студент должен знать:
· основные макроэкономические показатели реальной экономики в контексте рыночного механизма;
· механизм формирования и тенденции развития потребления и сбережения, потребительского спроса;
· принципы рационального поведения фирмы на рынке;
· значение маркетинга для деятельности фирмы;
· основные понятия, принципы и теоретические положения маркетинга, возможности их применения на практике;
· основные концепции маркетинга и их применение в управлении маркетинговой стратегией фирмы;
· методы и особенности применения маркетинговых технологий на предприятии в условиях современного рынка;
· значение менеджмента и организационного поведения для деятельности фирмы;
· основополагающие представления об организациях различных типов;
· основные подходы к управлению;
· методологию и особенности применения технологий менеджмента и организационного поведения на предприятии в условиях современного рынка;
· методы организации работы менеджера;
· методы управления, используемые на предприятии;
· этапы процесса принятия управленческих решений;
· методы принятия управленческих решений;
· методы организации работы малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планирования фонда оплаты труда, средства и методы мотивации высокопроизводительного труда;
· методы контроля и поддержки трудовой и производственной дисциплины;
Специалист должен уметь:
· организовывать и проводить статистические наблюдения;
· анализировать статистические данные;
· использовать законы спроса в планировании деятельности субъекта хозяйствования;
· анализировать влияние микроэкономического регулирования государства на деятельность субъекта хозяйствования;
· использовать маркетинговые концепции и процедуры для решения общих комплексных проблем организации;
· проводить анализ макро- и микросреды предприятия и оценивать варианты ее развития в будущем для прогнозирования маркетинговой деятельности фирмы;
· намечать общие направления эффективного управления и использовать принципы и методы менеджмента и организационного поведения, чтобы создавать стратегию и тактику, создавать организации и управлять операциями.
На прохождение ознакомительной практики в соответствии с учебным планом отводится по дневной форме обучения 2 недели на 2 курсе в четвертом семестре, по заочной форме обучения 3 дня на 3 курсе в шестом семестре.
Прохождение ознакомительной практики является необходимой основой для подготовки специалистов по специальности «Бизнес-администрирование».
Практика проводится на базе предприятий малого и среднего бизнеса, в подразделениях организаций реального сектора экономики сферы производства и услуг.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. соответствие базы целям и задачам практики;
2. соответствие базы сфере профессиональной деятельности специалиста.
В соответствии с вышеизложенным в качестве баз практик могут использоваться предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере:
· предпринимательства;
· строительства;
· образования;
· здравоохранения и предоставления социальных услуг;
· торговли и бытового обслуживания;
· общественного питания;
· гостиничного и ресторанного бизнеса;
· транспортных услуг и услуг связи;
· обрабатывающей промышленности.
В результате прохождения практики формируются общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции.
Общепрофессиональные компетенции:
· получение навыков соблюдения режима рабочего времени;
· получение навыков соблюдения дисциплины труда;
· надлежащее выполнение должностных обязанностей практиканта;
· надлежащее выполнение распоряжений непосредственного руководителя практики и руководителей базы практик.
Профессиональные компетенции:
· владение и применение базовых научно-теоретических знаний для решения теоретических и производственных задач;
· владение методами и инструментарием системного анализа;
· владение исследовательскими навыками;
· умение самостоятельно работать;
· владение знаниями в сфере организации управления бизнеса;
· оценивание влияния внешней и внутренней сферы бизнеса;
· владение принципами системного, процессного и ситуационного подходов в управлении организацией;
· владение методами управления в организации;
· владение методами организации работы менеджера;
· владение методами организации работы малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;
· владение технологией принятия управленческих решений.
Специальные компетенции:
· получение первоначальных навыков работы в подразделениях организаций реального сектора экономики сферы производства и услуг;
· получение навыков установления источников требуемой организационно-управленческой информации;
· получение навыков анализа организационной структуры управления предприятием;
· получение навыков анализа взаимодействия структурных подразделений и информационных потоков организации.
СОДЕРЖАНИЕ практики
1. Учебная ознакомительная практика включает этапы:
1.Организационный этап;
2.Прохождение практики:
2.1.ознакомительный этап;
2.2.основной этап;
2.3.заключительный этап, включающий обработку и анализ полученной информации.
3.Подведение итогов практики.
2. Виды деятельности студентов напрактике:
1 этап: (организация практики). Практика организуется деканатом юридического факультета совместно с кафедрой экономики и управления. Учебно-методическое руководство ознакомительной практикой студентов осуществляет кафедра экономики и управления.
Для непосредственного руководства практикой из числа преподавателей кафедры назначаются факультетский и групповые руководители. В организациях, где проводится ознакомительная практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой.
Факультетский руководитель практикиосуществляет обеспечение практики учебно-методическими материалами, базами практик, готовит соответствующие документы по организации прохождения практики студентами.
Групповой руководитель практикиконтролирует и направляет работу студента в соответствии с целями и задачами практики, вносит уточнения в работу студента с учетом особенностей места прохождения практики, консультирует студента, осуществляет контроль за выполнением задач практики.
Руководителем практики от предприятия назначается высококвалифицированный руководитель или специалист предприятия, как правило, заместитель руководителя организации, руководитель или ведущий специалист подразделения предприятия. Руководитель практики от предприятия обеспечивает нормальные условия работы студента, организует консультации по отдельным вопросам прохождения практики и подбору материала, осуществляет проверку отчета по практике, готовит характеристику-отзыв о работе студента в период практики.
Обязанности студента-практиканта:
· Выполнять требования учебной программы по прохождению ознакомительной практики;
· Ежедневно находиться на рабочем месте в течение всего трудового дня;
· Своевременно выполнять задачи ознакомительной практики, нести ответственность за качество выполняемой работы и ее результаты;
· Выполнять указания руководителя практики от университета;
· Выполнять задания руководителя практики от предприятия;
· Проявлять инициативный и творческий подход к поручаемым заданиям, использованию теоретических знаний, умений и навыков в производственных условиях;
· Соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и техники безопасности;
o По окончании срока практики своевременно предоставить отчет, полностью отражающий содержание практики.
Студенты направляются па практику в соответствии с приказом ректора университета. За один месяц до начала практики факультетский руководитель готовит докладную записку в учебный отдел, в которой определяет перечень организаций и их руководителей, с которыми необходимо заключить договор на прохождение практики студентами.
Непосредственно перед началом практики деканат совместно с факультетским и групповыми руководителями проводит установочную конференцию (организационное собрание), на котором студенты получают разъяснения по вопросам прохождения практики, выполнения задач практики, сбора материалов для подготовки курсовых и других творческих работ, а также необходимые документы: договор на прохождение практики, направление на практику, индивидуальное задание.
2 этап (прохождение практики):
2.1. Ознакомительный этап. В первый день практики студент обязан пройти инструктаж по технике безопасности. Студент знакомится:
· с особенностями работы предприятия, обусловленными его организационно-правовой формой собственности;
· историей создания предприятия;
· стратегическими направлениями развития предприятия;
· основными видами выпускаемой продукции (работ, услуг), областью их применения, основными характеристиками и требованиями к качеству;
· технологией производственного процесса по выпуску продукции (работ, услуг).
2.2. Основной этап. Студент изучает:
· политику предприятия в области качества;
· схему организационной структуры управления, полномочия функциональных руководителей и основных подразделений аппарата управления;
· направления взаимодействия структурных подразделений и информационные потоки предприятия.
2.3. заключительный этап, включающий обработку и анализ полученной информации. В течение всего периода практики студент готовит отчет о прохождении практики, согласовывает аналитический материал с руководителем предприятия, заверяет отчет по практике печатью предприятия (ставится на титульном листе).
3.Подведение итогов практики.
В процессе выполнения программы практики студент выполняет отчёт, характеризующий качество прохождения практики и полноту выполненных заданий.
Отчет по практике составляется студентом с первых дней ее прохождения по мере ознакомления и изучения отдельных видов работ в соответствии с программой практики.
Отчет по результатам прохождения практики является ее главным итоговым документом и должен содержать исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной студентом работе во время прохождения практики.
Общими требованиями к отчету по практике являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов.
Отчет по практике состоит из текстовой части и собранных в систематизированном виде материалов предприятия.
Расчеты, описание проведенных исследований, проводимых студентом в процессе практики должны сопровождаться исходными данными предприятия (данными организационно-правовых и нормативно-технических документов, актов, отчетов, прайс-листов и т.д.) размещаемыми в приложениях к отчету. Приложения должны быть увязаны с текстом, где дается ссылка на номер приложения и его страницу.
По результатам практики студент сдает недифференцированный зачетв комиссии, назначенной деканом факультета. Комиссия состоит, как правило, из двух членов, один из которых – групповой руководитель практики.
Сдача зачета состоит в кратком 5-7-минутном докладе студента по отчету о практике и его ответах на вопросы членов комиссии. По результатам зачет проставляется групповым руководителем практики в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Кроме того, в зачетной книжке и ведомости проставляется подпись второго члена комиссии.
После подведения итогов практики факультетский и групповой руководители от кафедры проводят итоговую конференцию, на которой обобщаются результаты практики, выявляются недостатки и вносятся предложения об их устранении.
Отчеты о практике хранятся на кафедре в установленном порядке.
Об итогах защиты практики факультетские руководители в течение 5 дней составляют и сдают письменный отчет заместителю декана, курирующему практику.
Порядок организации практики и ее результаты заслушиваются на заседании кафедры.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
1. Брасс, А.А. Менеджмент : учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск : Мисанса, 2002. – 287 с.
2. Виссена, Х. Менеджмент в подразделениях / Х. Виссена. – М. : ИНФА, 1996. – 314 с.
3. Высоцкий, О.А. Основы инженерной психологии / О.А. Высоцкий, – Брест : Центр "Персонал", БПИ, 1996. – 43 с.
4. Герчикока, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикока. – М. : ЮНИТИ, 1995. – 413 с.
5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – Минск : БГЭУ, 1996. – 296 с.
6. Мескон, М.Х., Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт,
Ф. Хедоури. – М. : "Дело", 1992. – 702 с.
7. Русиков, Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент / Ф.М.Русиков. –
М. : ИНФА 1996. – 273 с.
8. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 416 с.
9. Управление организацией / М.В. Петрович [и др.] ; под научн. ред. М.В. Петровича. – Минск : Дикта, 2008. – 864 с.
10. Бреддик, У. Менеджмент в организации / У. Бреддик. – М. : Инфра-М, 1997. – 417 с.
11. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Инфра-М, 1994. – 298 с.
Дополнительная литература
12. Высоцкий, О.А. Методическое пособие по разработке структуры управления предприятием с учетом требований НСС РБ. / О.А. Высоцкий. – Брест : Центр "Персонал", БПИ, 1995. – 51 с.
13. Дафт, Ричард. Менеджмент / Р. Дкафт. – СПб. : Питер, 2000. –
671 с.
14. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика : учеб. пособие. / П.Н. Завлина [и др.]. – М. : Экономика, 2000. – 412 с.
15. Карпов, А.П. Психология менеджмента / А.П. Карпов. – М. : Гардарики, 1999. – 422 с.
16. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика. /
С.Н. Князев. – Минск : Армита - Маркетиг, Менеджмент, 2002. – 384 с.
17. Рейльян, Я.Р. Аналитическая основа приятия управленческих решений / Я.Р. Рейлян. – М. : Финансы и статистика, 1989. – 194 с.
18. Ховард, К. Принципы менеджмента. / К. Ховард. – М. : ИНФА, 1996. – 287 с.
Информационно-справочные и поисковые системы
1. Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь – Минск, 2010.
2. НЦПИ [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь – Минск, 2010.