ПиП объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам
1) проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос на промышленную продукцию. Формируется объем и структура промышленного производства исходя из спроса.
2) определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей.
3) проведение многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде.
4) формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.
Вопрос 82.
Агропромышленный комплекс РБ включает в себя:
- с/х-во
- перерабатывающее производство пищевой промышленности,
- с/х машиностроение.
АПК является гарантом продовольственной безопасности страны.
Прогнозирование АПК осуществляется по подкомплексам включая зерно-продуктовый, молочный, мясной и т.д.
Ключевым показателем является объем производства с/х показателей.
Прогноз производства продукции растениеводства осуществляется по формуле:
Пр = У × S
Пр – прогнозируемый объем производства;
У – средняя урожайность;
S – площадь посевов.
Прогноз производства продукции животноводства:
Пж = П × К
Пж – прогнозируемый объем производства продукции животноводства;
П – средняя продуктивность;
К – размер поголовья.
Методы ПиП-ния развития АПК:
- экстраполяции
- нормативный
- балансовый
- программно-целевой
Важным этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Вопрос 83.
Строительный комплекс, его роль и особенности. Система показателей планов-прогнозов строительного комплекса.
Строительный комплекс включает в себя:
- строительство
- промышленность строительных материалов.
Система показателей планов-прогнозов строительного комплекса включает:
- ввод в действие производственных мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения;
- прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения действующих предприятий и нового строительства, объем незавершенного строительства;
- капитальные вложения и строительно-монтажные работы но всем объектам;
- лимиты государственных централизованных капитальных вложений;
- капитальные вложения по источникам финансирования, областям и др.
ОСОБЕННОСТИ. Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы
Роль строительства в решении экономических и социальных проблем:
- оно способствует осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве,
- рациональному размещению производительных сил страны,
- оказывает влияние на изменение темпов развития, отраслевых и территориальных пропорций общественного производства.
Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы.
Вопрос 84.
Краткая характеристика, задачи прогнозирования и планирования функционирования транспорта. Особенности транспорта как отрасли материального производства.
Главная задача транспорта –обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Показатели, характеризующие деятельность транспортной отрасли:
1. Объем перевозок (отправлений). (тонн)
2. Грузооборот и пассажирооборот. (тонно-км, пассажиро-км)
3. Общий грузооборот и общие перевозки
4. Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (км), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств, пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей
5. Число дорожно-транспортных происшествий, катастроф и аварий подвижных транспортных средств,.
Другие показатели:
- доходы
- прибыль
- рентабельность
- эффективность использования ресурсов и т.д.
Особенности транспорта как отрасли матер. произ-ва:
1. В результате транспортного процесса не создается продукт производства в вещественной форме.
2. Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства.
3. Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства.
4. Процессы производства и потребления транспортной продукции совпадают в пространстве и во времени.
5. Транспорт играет особую роль в социально-политической и культурной областях жизни общества.
Вопрос 85.
Прогнозирование и планирование развития связи и информатики.
Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей.
Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.
Основной задачей ПиП функционирования и развития связи и информатики является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых, экологических и других издержках на осуществление. При реализации указанной задачи учитываются специфика и уровень развития каждого вида услуг связи и информатики.
Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг:
- сумму услуг народному хозяйству и населению по передаче сообщений
- программ телевидения и радиовещания,
- по предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств.
Этот объем продукции определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цен. Во всех случаях рассчитанный объем услуг связи и информатики корректируется на поправочный коэффициент, учитывающий изменение уровня реальных доходов населения. При их повышении возрастают перечень и размер услуг и наоборот, при снижении — сокращаются.
Вопрос 86.
Сущность и особенности региональной политики.
Региональная политика — это совокупность целей, задач, принципов и методов, используемых в управлении развитием регионов.
Основные цели:
- обеспечение баланса государственных и региональных интересов,
- создание относительно равных возможностей всему населению,
- уменьшение различий в уровне жизни.
Главная цель – рациональное использование соц.-экон. и экологического потенциала регионов, объективных преимуществ разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения.
Осн. субъекты проведения региональной политики – центральные и местные органы управления.
Одна из задач – формирование местного самоуправления.
Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов.
На гос. уровне формируется общенациональная единая концепция развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития отдельных регионов, регулируются организация производства в проблемных районах, межрегиональные экономические связи, реализуются крупномасштабные программы.
Местные органы власти несут ответственность за сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и, исходя из особенностей природных условий на своей территории, разрабатывают и осуществляют местную политику природопользования.
Вопрос 87.
ПиП развития регионов. Характеристика региональных планов-прогнозов.
Основная цель – обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона.
Его назначение заключается в:
- обосновании направлений и перспектив развития региона
- предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики
- принятия соответствующих управленческих решений.
Региональное планирование включает:
- территориальный разрез плана-прогноза экономического и социального развития страны
- комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития областей, районов, городов и др.
Региональный план состоит из двух частей:
- прогнозной части
- части, аккумулирующей показатели, имеющие обязательный характер.
Методы регионального планирования:
- программно-целевой (разрабатываются целевые программы)
- балансовый (основанный на системе территориальных балансов)
- нормативный (основанный на системе экономических и социальных норм и нормативов)
При составлении региональных планов-прогнозов учитываются:
• госзаказ на поставку важнейших видов промышленной и с/х продукции, продовольствия и других товаров народного потребления,
• лимиты на централизованные капитальные вложения
• экономические нормативы, регулирующие процесс формирования местных бюджетов и местных фондов валютных поступлений;
• нормативы страховых запасов материальных, продовольственных и финансовых ресурсов
• система экономических стимулов, льгот и субсидий
Вопрос 88.
Формирование системы эколого-экономического ПиП-я
Перечень блоков системы эколого-экономического ПиП-ния можно условно классифицировать на три уровня:
- народнохозяйственный,
- мезоуровень
- микроуровень.
Это позволяет обеспечить технологическую последовательность разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальность и эффективность реализации каждого из блоков.
Основные направления гос. политики в сфере охраны окружающей среды:
• приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;
• охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы страны
• гос. контроль состояния окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов;
• гос. экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;
• привлечение к охране окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений;
• система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.
Вопрос 89.
Прогнозы и программы природоохранной деятельности и природопользования
Долгосрочное ПиП природоохранной деятельности и рационального природопользования предполагают разработку ряда масштабных документов.
Цели и задачи развития в области природоохранной деятельности конкретизируются в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В ней провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как:
- поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения;
- обеспечение рационального природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны;
- сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов,
- рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.
ПиП-ние природоохранной деятельности увязывается с программами социально-экономического развития страны.
МЕТОДЫ. При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.),
Прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др. методов.
Основным оценочным критерием конечного результата выступает достоверность, эффективность и минимизация сроков реализации природоохранных мероприятий.
Вопрос 90.
ПиП-Е рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред
ПиП рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред производятся при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и осуществляются с учетом особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них: водных, лесных, минерально-сырьевых и других ресурсов.
Объекты ПиП:
1) Атмосферный воздух. Проводится ряд мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств. При планировании природоохранных мероприятий используется экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ.
2)Водные ресурсы. ПиП рационального использования водных ресурсов основывается на:
- эколого-экономической оценке их общего состояния и размещенияъ
- анализе сложившегося водопотребления
- всемерном учете своеобразия этого вида природных благ.
Исходной базой ПиП-я использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек.
Планируемые мероприятия по охране водных ресурсов включают не только ввод новых мощностей очистных сооружений, но и реконструкцию, модернизацию действующих.
3) Земельные ресурсы. Особенности ПиП-я охраны и рационального использования земли обусловлены своеобразием данного природного ресурса. При планировании мероприятий по охране и рациональному использованию земель в качестве информационной основы используются данные государственного земельного кадастра.
4) Лесные и другие биологические ресурсы. Объектом ПиП-я являются лесные ресурсы. Режим лесопользования, в первую очередь, определяется размером расчетной лесосеки (нормы ежегодных объемов рубок леса).
5)Минерально-сырьевые ресурсы. (это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов)
ПиП рационального природопользования теснейшим образом связаны с оценкой состояния разведанности и добычи минерального сырья. Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных.
ПиП охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов непосредственно связано с перспективами развития, добывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране.