Состояние стратегического развития полиграфических предприятий

Проявление кризисной ситуации в сфере полиграфической деятельности и ее развитие в 2014 г. происходило именно в период осуществления структурной реформы управления экономикой в стране. Развитие и эффективность функционирования нескольких тысяч частных типографий, а также 100 крупных федеральных и региональных полиграфических комплексов, бывших ГУПов, которые акционировались совсем недавно и стоят на пороге приватизации, зависит не только от объективных рыночных системных механизмов, но и нуждаются в создании и реализации грамотной отраслевой стратегии.

Повышению эффективности работы группы государственных типографий, традиционно входящих в состав системы децентрализованной печати периодических изданий в стране, а также комплекса специализированных книжных предприятий, уже длительное время уделяется большое внимание со стороны соответствующих государственных структур.

Первоначальным этапом реформирования стало акционирование государственных полиграфических предприятий, а в 2008 г. были сформированы интегрированные структуры на основе разработанных принципов и механизмов, а также критериев включения предприятий в соответствующие группы. В результате выполненных преобразований в настоящее время функционируют три полиграфических комплекса: ЗАО «Российские газеты», ОАО «Издательство «Высшая школа» и ОАО «Первая Образцовая типография».

Важность выполненного этапа структурных изменений в государственном секторе полиграфического производства заключается, в первую очередь, в том, что в процессе исчезновения отраслевого деления и, как следствие, формирования рынка полиграфических работ, были созданы предпосылки образования крупных конкурентоспособных производств как «точек роста», которые призваны определять многие аспекты развития этого рынка.

Нельзя не подчеркнуть и своевременность выполненного этапа преобразований. Дело в том, что ныне сформировавшийся рынок полиграфических работ, в составе которого более 90% малых и микро- типографий, представляет собой высоко конкурентное образование. Отсутствие достаточного количества крупных производственных единиц – отраслеобразующих в традиционном понимании, не содействует организации необходимого корпоративного взаимодействия в этом достаточно замкнутом бизнес пространстве. Все это не дает возможности полиграфическому сообществу эффективно лоббировать свои интересы, оказывать влияние на регулирующие факторы в системе управления экономикой, активно воздействовать на объекты инфраструктуры.

За прошедшее время с момента образования управляющие компании интегрированных групп государственных полиграфических предприятий выполнили объем работ по повышению эффективности производственной

деятельности вверенных им типографий, их модернизации, формированию корпоративного управления. Одновременно были внесены принципиальные структурные изменения в организационные основы управления: формирование единого производственного комплекса путем объединения ранее независимых АО в единое юридическое лицо.

В свою очередь ЗАО «Российские газеты», решая основную задачу развития своего бизнеса, связанного с производством газетно-журнальной продукции, разработала иную организационную структуру управления – передача полномочий единоличного исполнительного органа управления предприятий управляющей компании.

В настоящее время, исходя из сложившихся тенденций в современном печатном производстве, каждое предприятие располагает бизнес стратегией развития объединений, адекватными задачам сохранения отраслевой специализации, предусматривающими дальнейшее развитие полиграфического бизнеса и создание условий для повышения конкурентоспособности типографий.

Большое место в бизнес планировании предприятий на перспективу отводится инновационной составляющей – деятельности, связанной с использованием новых технологий и методов организации производства, и управления. Среди основных бизнес процессов в работе большинства типографий следует отметить:

- расширение ассортимента выполняемых работ в секторах рынка с отложенным спросом и отсутствием жесткой конкуренции;

- оказание дополнительных услуг заказчикам;

- разработку маркетинговой политики с установлением преференций для постоянных и новых клиентов;

- развитие экономически эффективных дополнительных видов деятельности;

- размещение основного производства на меньших площадях;

- внедрение перспективных технологий изготовления печатной продукции, не обладающих высокой капиталоемкостью[2].

В то же время следует иметь в виду, что сегодня новые экономические вызовы могут потребовать если не стратегических, то тактических изменений в разработанные уже планы.

Это особенно важно учитывать, так как перед каждым предприятием стоит задача по выполнению конечной цели проводимого реформирования – приватизации вверенных объектов с сохранением их производственного профиля и вида объединения, как важнейшего рыночного фактора.

Приватизация предприятий интегрированных групп является неизбежной, в связи с требованиями майских указов. В настоящее время все федеральные полиграфические активы включены в утвержденный Правительством РФ план приватизации федерального имущества на 2014−2016 гг.

В связи с низкой маржинальностью полиграфической отрасли и как следствие слабой инвестиционной привлекательностью продажа государственных полиграфических предприятий представляется весьма затруднительной, за исключением ситуаций когда они могут представлять интерес в качестве имущественного комплекса для их дальнейшего редевелопмента.

Если о федеральном секторе полиграфии можно уже говорить, что он вступил в последнюю фазу реформирования, то в региональной и муниципальной полиграфии этот процесс еще весьма далек от своего завершения. Несмотря на то, что большинство типографий в регионах находятся в частной собственности, тем не менее вполне значимое их количество продолжает сохранять государственную форму собственности в виде ОАО или ГУПов и остаются в ведении органов государственного управления субъектов Российской Федерации (рис.9).

Рис.9

Состояние стратегического развития полиграфических предприятий - student2.ru

Источник: МАП

И это несмотря на то, что процессы приватизации в отечественной полиграфии продолжаются уже достаточно долго и накоплен определенный опыт их проведения. Первая волна приватизации, которая затронула большое количество полиграфических предприятий разного масштаба во многих регионах страны, была осуществлена в 1994 г. по отдельным постановлениям Правительства Российской Федерации. Затем, в силу ряда причин, этот процесс был приостановлен и только в 2009 г. после выступления Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина с отчетом перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости скорейшего и более качественного изменения хозяйственной сферы страны, приватизация государственных активов получила дальнейшее развитие. Этому сопутствовало и высказывание премьер-министра в отчете против поддержки неперспективных государственных предприятий.

В июле 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение, утверждающее прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества на 2014−2016 гг. В число приватизируемых вошли практически все предприятия ЗАО «Российские газеты»: ОАО «Советская Сибирь», ОАО ИПП «Кузбасс», ОАО «Тюменский дом печати», ОАО «Иркутский дом печати», а также ОАО «Первая Образцовая типография».

В 2014 г. на состоявшихся аукционах по продаже полиграфических предприятий продолжались торги в соответствии с ранее принятыми планами и программой приватизации государственных предприятий на 2014−2016 гг. Следует отметить, что многие типографии из этих списков уже длительное время находятся в стадии приватизации и неоднократно предлагались к продаже. Однако пока многие сделки не были реализованы. Представляется, что эти процессы будут затягиваться и в дальнейшем, учитывая последствия кризисной ситуации в экономике, дефицит кредитных ресурсов и последовательное падение стоимости активов.

Кроме того, следует отметить, что дальнейшая судьба многих полиграфических предприятий уже приватизированных или находящихся в стадии приватизации, остается весьма неопределенной.

Характерно и то, что за редким исключением, подавляющее число свершившихся сделок в процессе приватизации было связано только с приобретением имущественных комплексов без сохранения имеющегося бизнеса. Основная причина, как уже отмечалось, заключается в избыточном предложении на рынке полиграфических работ, низкой рентабельностью бизнеса и снижении объемов производства печатной продукции.

В этих условиях Федеральное агентство по управлению государственным имуществом настаивает на необходимости разработки бизнес-стратегии и реализации бизнес плана каждым государственным предприятием как обязательное условие его «предпродажной подготовки». Кроме того, оно предполагает повысить ответственность Советов директоров за эффективность работы соответствующих предприятий.

По состоянию на 01.01.2008 г. (начало реализации программы реформирования государственного сектора полиграфии) общее количество полиграфических предприятий составляло 7 353 типографии, из них 1 470 находились в ведении государственных структур управления, в том числе 65 предприятий в подчинении федерального управления². По данным мониторинга, выполненного в 2014 г., общее количество типографий в стране несколько увеличилось, главным образом за счет малых и мини цифровых типографий. При этом количество традиционных государственных предприятий сократилось до 1 258 объектов, а в ведении федерального управления осталось 34 типографии.

Приведенные данные определяют важный этап в развитии отечественной полиграфии, когда в ее структуре подавляющее большинство составляют частные полиграфические предприятия. Они представляют типографии различного производственного уровня и продуктового назначения. Именно эти предприятия составляют наибольшую долю присутствия во всех традиционных сегментах и новых нишах производства печатной продукции на рынке полиграфических работ.

В частном секторе полиграфических предприятий, как показывает проведенный структурный анализ, стратегическое развитие производства определяется совершенствованием плоской офсетной печати, широкомасштабным внедрением цифровых технологий и созданием на их основе новых видов печатных продуктов.

Наши рекомендации