Ординалистский (порядковый подход к оценке равновесия потребителя)
Ф.Эджуорт (1845–1926), В.Парето (1848–1923), И.Фишер (1867–1947). В 30-х г. ХХ в. Р.Аллен и Дж.Хикс
Согласно ординалистскому подходу предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает, но не может определить, на сколько один набор лучше другого.
Ранжирование наборов благ основывается на ряде предположений относительно свойств, присущих предпочтениям потребителя. Эти предположения получили название аксиом потребительского выбора. Среди экономистов нет единого мнения относительно количества и названия этих аксиом.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений (аксиома сравнимости). Для любой пары наборов А и В или А > В (А предпочтительнее В), или В > А (В предпочтительнее А), или А ~ В (А и В равноценны). Потребитель, совершающий покупку, всегда может назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их равноценными.
2. Аксиома транзитивности предпочтений.Для любых трех наборов А, В и С, если А > В и В > С, то А > С. Для потребителя эта аксиома означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений, однако она нарушается в условиях неопределенности и неполноты информации.
3. Аксиома рефлексивности.Каждый набор, по меньшей мере, не хуже себя самого. А ~ А.
4. Аксиома ненасыщения, именуемая «чем больше, тем лучше» состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя (например, загрязнение воздуха).
5. Аксиома независимости потребителя.Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. При анализе процессов потребления сопровождающихся внешними эффектами от этой аксиомы можно отказаться.
В ординалистской теории полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия
Кривая безразличия – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора A к набору B.
Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя называются картой кривых безразличия.
Рис.2.2. Кривая безразличия
Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
· Кривая безразличия расположенная правее и выше другой кривой является более предпочтительной для потребителя. Из представленных комбинаций потребитель выберет А, что будет соответствовать аксиоме ненасыщения. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.
· Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
· Кривые безразличия не пересекаются. Данное свойство вытекает из аксиом сравнимости и транзитивности отношений предпочтения.
· Через любую точку пространства товаров можно провести лишь одну кривую безразличия.
· Кривые безразличия имеют вогнутую форму, это свойство означает принцип диверсификации потребления.