Понятие торговой организации. Система критериев, определяющих торг. орг. как систему, элементы системы

Экономический потенциал торговли, понятие, структурные и количественные элементы торгового потенциала.

Потециал – (сила) источник возможности, средства, запасы которые м/б использованы для достижения целей соц-эк-го развития.

Эк-ий потенциал ТО – это сов-ть произ-х ресурсов ТО (мат-х, труд-х, фин-х, товарных) и способность работников ТО полноценно при высоком качестве обслуживания удовл-ть спрос населения на тов и услуги при минимуме затрат на покупку т-в и эффективном использовании производственных ресурсов с целью получения прибыли.

Понятие эк-ий потенциал ТО вкл: организацию торговой сети для т-го обслуживания нас-я; обеспечение в тор-й сети нужного ас-та т-в; удобный режим работы; высокая ку-ра обслуживания; реклама т-ра; оказание доп услуг.

Модель эк-го потенциала ТО хар-ся след показателями:

- V и кач-во имеющихся производствевнных ресурсов; профес-ый и образовательный уровень кадров;

- спос-ть спец-ов оптимально использовать производстввенные ресурсы;

- инновационные способности т.е. спос-ть постоянному обнавлению основных фондов, смене технологий в организации торг процессов;

- информационные способности – т.е. спос-ть кадров использовать информацию для решения производствевнных и управленческих задач; финансовая способность ТО т.е. обеспеченность капиталом, ликвидность активов,

- платежеспособность, финансовая устойчивость.

Количественные параметры эк-го потенциала ТО явл: V розничного т/та, величина товарных запасов, численность тор-х раб-в, кол-во магазинов и их торговая S, кол-во предприятий общественного питания, число общетоварных складов и их S, емкость хранилищ, наличие торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования, финансовые ресурсы, ликвидность, V активов. В рыночной эк-ке модель эк-го потенциала хар-ся след образом: человеский капитал+основной капитал+оборотный капитал, т.е. все хозяйственные операции сводятся к обозначению: люди+продукт+прибыль.

Понятие торговой организации. Система критериев, определяющих торг. орг. как систему, элементы системы .

Торговое предприятие необходимо рассм. в 2-х аспектах: 1. как субъект рынка; 2. как открытую экон-у систему.

1. ТО – самост. хоз объект, кот закупает, произв-т, реализует товары, оказывает услуги населению, осуществл. Торгово-посредническую деят-ть, внешнеэк-ю др. в-ды деят-ти незапрещ. законом. и работает на принципах самоокупаемости и самофинанс-я.

Главная задача – реализа. тов-в населению с целью удовлетворения потребностей нас-я и получение прибыли для дальнейшего эк-го и соц-го развития предпр-я. Для выполнения этой задачи торг пред-е д-о обладать матер-ми, финн-ми, трудовыми ресурсами,котор. д б объединены и приведены в движение.

Признаки и критерии определения ТО:

- наличие прав Юр.лица

- наличие обособленного имущества в виде основных и оборотных активов

- осуществление хоз. деят-ти на принципах коммерч. расчета (самоокупаемости, рентабельности, самофин-я.)

- хоз. самостоятельность в принятии управленч. решений с учетом действующего законод-ва.

- наличие труд. коллектива,

- отсутствие в составе ТО других орган-й;

- наличие собственного имени;

- своя структура и порядок управления.

Торг-е пред-е – сложная открытая система.Система – совок-ть взаимосвязанных элементов, составляющих единые цели и функционирующих ради достижения единой цели.

ТО является открытой соц-эк. системой, т.к. в основе ее деятельности лежат интересы людей, удовлет-е потребности населения в товарах.

ТО – открытая эк. система, т.к. обменивается с внешней средой, поставщиками, покупателями, фин-кред. системой через механизм госуд. регулирования рын. отношений.

Важнейшими св-ми торг пред-я как сложной открвтой системы явл-ся:

- целенаправленность деят-ти; -многовариантность способов функционирования; - наличие иерархической структуры; - многокритериальность оценки результатов

- Основные элементы системы:

- кадровые ресурсы (профес. – квалифик. состав, способность кадров адаптироваться к измен. условиям работы и изменению цели ТО)

- технологические (организ. торгово-технологич. процесса, наличие конкурентоспос. идей, научных разработок)

- технические ресурсы (состав, особенности производств. оборуд, хар-р. исполь. вспомогат материалов и др.)

- пространственные (хар-р и планировка торг. помещений, возможности их расширения, хар-р. коммуникаций)

- организационная структура управления (хар-р и гибкость управляющих систем, скорость прохождения управленческих решений)

- информационные ресурсы (наличие и хар-р информации о самой системе, о внешней среде, возможности её расширения)

- финансовые (состояние активов ТО, их ликвидность, наличие кредитных линий.

Только взаимодействие всех этих видов ресурсов гарантирует успех в хоз. деят-ти. Одним из важн. видов ресурсов является человеческие ресурс. По-мнению всех спец. в области бизнеса все хоз. операции сводятся к обозначению 3 словами: ЛЮДИ / ПРОДУКТ / ПРИБЫЛЬ.

При рассмотрении ТО как экон. системы необходимо ответить на 2 вопроса:

1. Какими ресурсами располагает ТО в настоящее время; 2. Какими ресурсами оно должно располагать в интересующей нас перспективе для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке.

Главными целями деятельности ТО могут быть:

- получение оптимальной прибыли; завоевание и расширение доли рынка; завоевание доверия у покупателей; поддержание репутации, имиджа ТО.

К осн видам торг орг м отнести торг и торг-произ фирмы, а/о, ассоц розн торг-ли, концерны, объед-я, союзы.

4. Понятие, структура, элементы потребительского рынка (ПР), исходные предпосылки его формирования, показатели оценки, конъюктура. ПР – сов-ть соц-эк отношений, проявляющихся в процессе купли-продажи т-в нар-го потребления и услуг, удовлетворения имеющихся и формирующихся потребностей потенциальных потребителей. Рынок п-х т-в и услуг расс-ся как сост-й элемент рынка в целом и предст-т собой систему экон-ю, организационную, правовую и др.действий связанных с реализац. т-в нар.потр-я Структура ПР: товарные рынки (прод, непрод), региональные и межрег; по степени насыщенности: - р-к продавца (на котором спрос превышает предложение) - р-к покупателя (наоборот); по активности купли-продажи: - стабильный(спрос и предложение изменяются незначительно), - развивающийся (частично освоенный), - потенциальный (имеются возможности для развития), - р-к, не имеющий активности продажи конкретных видов т-в. Основными элементами, исходной предпосылкой формирования ПР являются потребности, спрос, предложение и цены. Потребность – осознанная необходимость в т-х и услугах, обеспечивающих жизнед-сть человека, которая сформировалась под воздействием эк, научно-техн, демограф и прочих факторов. На р-ке потребности проявляются в виде платежеспособного спроса. Спрос – потребность, представленная на рынке в ден-м выражении, т.е это сумма денег, которую покупатель готов заплатить за т-р. Находится под влиянием множества факторов эк.порядка (объем произв-ва товаров, денежные доходы, цены), демогр, социал, историко-этнического, научно-техн и др. Спросу на р-ке противостоит предложение. Предложение – масса т-в, предназначенных для реализации, т.е. продукт который находится на рынке или может быть доставлен на него (отеч и импорт). На величину т-го предложения оказывают влияние ст-сть ресурсов, уровень, качество, степень новизны используемых технологий, сила конкуренции, рост (снижение) числа товаропроизводителей и продавцов. Цена – денежное выражение ст-ти т-ра. Цены выступают в качестве фактора, определяющего объем спроса и предложения, и в качестве регулятора С и П. Каждый элемент рынка постоянно меняется в зависимости от остальных эл-ов. Взаимосвязь отражает динамичность эк отношений между товаропроизводителями и потребителями. Показатели оценки состояния ПР: 1)пок-ли рын ситуации (масштаб и тип рынка,спрос и предложение, деловая активность устойчивость рынка); 2) показатели цен (уровень, колеблемость, соотношение, территориальное различие); 3) показатели движения товарной массы (Т/о, ТЗ, товарооборачиваемость); 4) показатели рын.инфраструктуры (обеспеченность транспортными средствами, площадями); показатели эффективности рын.деят-ти (эк.эффект, рентабельность продаж, капитала). Конъюнктура р-ка - эк-я сит-я, сложившаяся на р-ке в опр-й период времени под возд-м след-х фак-в: 1) размером пр-ва т-в и услуг, запасом т-в; 2) демограф-й сит-й в РБ; 3)динамикой ден-х дох-в; 4) дин-й цен на т-ры; 5) сезонным колеб С и П; 6) организ т-ли, маркетинга, рекламы.
 

Наши рекомендации