Внутренняя среда предприятия
Создание и деятельность каждой организации происходят в конкретной обстановке, определяющей вид данного предприятия, порядок его функционирования. Элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри, являются ее собственной частью, называются внутренней средой предприятия. Внутренняя среда предприятия определяется ее структурой и органами управления. Под структурой управления понимается взаимное расположение ее элементов и характер связей между ними.
Существуют две основные, отличающиеся организационные структуры:
1) линейная структура;
2) целевая структура.
Каждой соответствует одноименная система управления. Линейная система обеспечиваетуправление по линии прямого подчинения сверху вниз. Через эту систему руководители доводят до каждого исполнителя свои распоряжения и осуществляют контроль за их выполнением. При линейном управлении каждый вышестоящий руководитель является прямым начальником всего нижестоящего персонала, а все нижестоящие работники считаются его подчиненными. Ближайший прямой руководитель называется непосредственным начальником. Распоряжения отдаются, как правило, по команде «сверху вниз», т.е. проходят через начальников всех уровней управления. «Снизу вверх» идут доклады о выполнении распоряжений. В виде исключения возможна передача команд и получение соответствующих докладов, минуя промежуточные инстанции – от любого прямого начальника к любому подчиненному и обратно. В этом случае подчиненный обязан выполнить приказание, доложить о его выполнении отдавшему его лицу, а также своему непосредственному начальнику. Линейное руководство обеспечивает единство управления предприятием от директора до рабочего места, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении руководителям – директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам предоставляется вся полнота власти по отношению к подчиненным.
Целевое управление было задумано как постоянно действующая система определения конкретных целей (конечных результатов) дня каждого работника. Формулирование целей должно делаться с максимальной определенностью. Для всех целей устанавливаются сроки достижения, необходимые ресурсы и, что очень важно, количественные показатели, по которым легко проконтролировать, достигнута ли эта цель, а если нет, то что осталось сделать, сколько это потребует времени и других ресурсов. Целевое управление имеет место, когда при решении всех производственных и иных управленческих задач на всех уровнях цель играет главную роль.
Целевое управление наиболее характерно для единичного и мелкосерийного, а также для опытного производства. Оно обычно применяется при выполнении крупных, порой разовых мероприятий с новыми, неординарными целями,таких как коренная реконструкция и перевооружение предприятия, переход на принципиально новый вид продукции, внедрение аренды или кооперации и т.п. Второй тип протекания управленческого процесса – программное управление.
К внутренней среде предприятия также относят:
1) трудовой коллектив;
2) управленческий персонал;
3) взаимоотношения с поставщиками, партнерами;
4) наличие оборудования, машин, станков.
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
В рыночной экономике традиционно различают государственную и негосударственную собственность.
К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная). Эта система отношений признает за конкретным субъектом право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.
Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, т.е. при принятии решений учитываются интересы нации в целом.
В зависимости от того, какая форма собственности составляет основу экономической системы, различают следующие ее типы:
1) экономическая система с централизованным управлением;
2) рыночная система;
3) смешанная экономическая система.
Экономическая система с централизованным управлением функционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии частной.
Для принятия решений государственные чиновники должны располагать большим объемом информации относительно потребностей в товарно-материальныхзапасах, в запасах сырья, производственных мощностей. Поэтому необходима многочисленная дорогостоящая государственно-административная бюрократия, которая будет собирать необходимую информацию, обрабатывать ее, составлять текущие и перспективные планы, согласовывать их между собой, пересматривать, контролировать выполнение. Отношения распоряжения осуществляются на внеэкономическом, основанном на искусственной монополии методе, поскольку материальными средствами производства, землей и капиталом номинально владеет государство. При этом интерес производителя угасает, как только он поставлен перед необходимостью исполнять распоряжения бюрократии. Поиск метода, максимизирующего полезный эффект, с его стороны невозможен, поскольку функции строго регламентированы государственной бюрократией. В результате в процесс производства закладывается метод, обреченный на устаревание и неэффективное использование факторов производства. Производительность труда падает, экономическая система в целом становится неэффективной.
Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классической формы частной собственности и ее модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, он предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный результат. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя. Высокая прибыль является признанием наиболее эффективного и прогрессивного метода; низкая прибыль свидетельствует о его устаревании, снижении результата и о необходимости начать поиски более эффективного метода пользования.
Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с использованием административно-иерархической координации экономической деятельности. Специфическая черта такого типа экономики – ограничение экономических функций государства. Его экономическая активность ограничивается предоставлением благ или производством, которое не может осуществляться на основе конкуренции.