Тема 9. Специальные административно-правовые режимы
Вопросы для обсуждения
1. Какие признаки характеризуют административно-правовой режим?
2. Какие особенности присущи специальным административно-правовым режимам?
3. Кем и как изменяются функции и полномочия исполнительной власти в экстремальных ситуациях?
4. Каковы особенности режимов ЧП, вызванных социальными и природными обстоятельствами?
5.Следовало ли вводить режим чрезвычайного положения на территории Чеченской республики до начала боевых действий в декабре 1994 г.?
Задания
1. Сгруппируйте по видам меры административного принуждения, предусмотренные чрезвычайным законодательством.
2. Разработайте план – схему структурных преобразований аппарата управления администрации области, вызванных: сильным наводнением, угрозой распространения эпидемии, взрывом и радиоактивным выбросом на Белоярской АЭС.
В одном из областных центров происходят массовые беспорядки: осаждены здания областной прокуратуры, суда, военкомата, УВД, предприняты попытки захвата ГОВД с целью завладения оружием, блокирована воинская часть гарнизона города, группой боевиков предприняты попытки захватить автовокзал; блокированы железнодорожный вокзал и аэропорт.
В городе не работают транспорт, большинство предприятий и учреждений, нарушено нормальное функционирование городских служб, блокированы подъездные дороги к городу, что затрудняет доставку продовольствия и других грузов.
На центральных площадях города проходят несанкционированные митинги, в которых принимают участие около 2 тыс. человек. Митингующие требуют смены власти и правительства.
Газеты различных общественных организаций, радио, телевидение дают противоречивую информацию, которая рождает слухи и еще больше обостряет напряжение.
Указом Президента РФ в области введено чрезвычайное положение. В качестве особой формы управления избрана Временная администрация. Начальник УВД назначен комендантом территории, на которой введено ЧП.
В районные суды направлены материалы о нарушении гражданами режима ЧП.
Данная фабула предлагается для организации методического игрового процесса, в ходе которого студенты, исполняя роль государственных должностных лиц и органов, пишут нормативные и процессуальные документы.
Необходимо подготовить и составить следующие документы:
1. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
2. Постановление Совета Федерации об Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
3. Приказ главы Временной администрации об осуществлении и поддержании режима чрезвычайного положения;
4. Приказ коменданта территории, на которой было введено ЧП, об организации комендантской службы и поддержании режима ЧП;
5. Постановление народного судьи о наложении взысканий за нарушение режима ЧП.