Типы формирования стратегий
Элементы стратегии
Б. Карлоф выделяет 9 элементов стратегии:
1. Корпоративная миссия
Отражает существующую на рынке возможность удовлетворить определенную потребность, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы. Миссия может устаревать, и тогда возникает неопределенность при принятии стратегических решений. Это может вести к потерям, поэтому необходим периодический пересмотр миссии.
2. Конкурентные преимущества
Это сильные стороны организации, позволяющие обеспечить ее конкурентно способность. Именно они обеспечивают реализацию корпоративной миссии.
3. Дифференциация бизнеса
Выявляются стратегические единицы бизнеса, в соответствии с которыми осуществляется, сам стратегический анализ. Дифференциация возможна по видам продуктов, рынкам, видам потребителей.
4. Продукция
Дается характеристика основных видов продукции. При этом учитывается синергетическое взаимодействие между отдельными видами, как положительное, так и отрицательное.
5. Рынки
Устанавливаются границы рынков и согласованность политики по реализации продукции на этих рынках.
6. Ресурсы.
Определяется потребность в ресурсах, необходимых для реализации стратегии, и возможность их обеспечения.
7. Структурные изменения
Изменения типа структуры, состава подразделений, схемы структурных связей, закрытие старых и открытие новых подразделений.
8. Программы развития организации
По направлениям в области технологии, финансов, маркетинга и т.д.
9. Культура и компетентность управления
Уровень менеджмента, стиль руководства, черты и тип организационной культуры и т.д.
Типы формирования стратегий.
1. Плановая модель:
- Определение стратегии, полностью осознанной и контролируемой процесс.
- Стратегия является результатом планирования. Она стандартизирована и выражается в виде позиции.
- Установлен главный исполнитель и соответствующий штат работников, формирующих стратегию.
- Устанавливается определенный период времени для реализации стратегии.
2. Модель предпринимательского типа.
- Формулирование стратегии в полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя.
- У предпринимателя формируется видение будущего бизнеса.
- На основе видения разрабатываются конкретные планы и принимаются решения.
3. Модель обучения на опыте
- Определение стратегии является итерационным процессом с последовательным повторением действий по выбору стратегии.
- Постоянно осуществляется корректировка выбранной стратегии с учетом эффективности реализации текущей стратегии.
- Стратег постоянно готов к пересмотру стратегии.
- Возможны большие потери, связанные с осуществление нерезультативных действий: реализация стратегии в начале – дополнительные затраты, прекращение реализации стратегии – отсутствие позитивных результатов.