Бюджетная политика профицита в РФ

Как известно, в период оживления (1999—2007 гг.) в РФ проводилась политика бюджетного профицита, когда доходы превышали расходы. Сама по себе политика бюджетного профицита угнетающе действует на экономику, так как подавляет совокупный спрос. Из экономики изымается больше ресурсов, чем в нее возвращается в виде жалования государственным служащим, трансфертных платежей и государственных заказов, что тормозит экономический рост на величину профицита. Если, например, в 2001 г. профицит бюджета составил 2,9 % ВВП, то можно считать, что прирост ВВП был сокращен на эту же величину. Профицит в основном был достигнут за счет сокращения государственных расходов. Последнее можно считать оправданным, если объем и качество общественных благ удовлетворяют спрос на них. В этом случае общество может сделать выбор в пользу частных благ. В России ситуация в 1999—2007 гг. была совсем не той, отсюда и озабоченность аналитиков. Ставка на ограничение государственных расходов себя исчерпала, тогда как реальная модернизация общественного сектора так и не началась. Политика бюджетного профицита в определенной степени может быть оправданна как средство борьбы с инфляцией и сдерживания избыточного спроса, так как она ограничивает экономический рост. Поскольку российская экономика до начала экономического кризиса 2008 г. так и не смогла достичь предреформенных параметров, политика бюджетного профицита едва ли может быть призвана эффективной.

В январе 2004 г. в России появился новый элемент бюджетной политики – был создан Стабилизационный фонд, в который зачисляются доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты по принципу отсечения. В 2004—2005 гг. в Стабилизационный фонд перечислялись средства, превышающие уровень цены на нефть свыше 20 долл. за баррель (146 долл. за 1 т); с 2006 г. цена отсечения была установлена на уровне 27 долл. за баррель. В Стабилизационный фонд зачисляются также средства от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Предусматривалось поступление в данный фонд бюджетных средств, превышающих уровень запланированного профицита.

Стабилизационный фонд — это продолжение политики бюджетного профицита, выведенного за рамки расходов бюджета. Он создается на случай ухудшения экономической ситуации, снижения налоговых поступлений. Поскольку в Стабилизационный фонд зачисляется иностранная валюта, он служит также средством стерилизацииизбыточной денежной массы, т.е. рассматривается как антиинфляционный рычаг. Реально же средства Стабилизационного фонда изымаются из экономики и размещаются в государственных обязательствах зарубежных стран. Таким образом, это чистый вычет средств из доходов страны. Соответственно на эти средства российский бизнес не может получить заказы, увеличить спрос на инвестиции, а домашние хозяйства лишены возможности увеличивать потребление. Это чистое изъятие из совокупного спроса, следовательно, подавление экономического роста.

С точки зрения экономической теории концепция Стабилизационного фонда несостоятельна. Что касается проблем сбалансированности бюджета, то они решаются посредством финансового рынка и поправок в законы о налогах и расходах. Держать для этих целей некий Стабилизационный фонд — это неэффективный способ обеспечения бюджетного равновесия.

С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд разделен на два фонда. Так, были сформированы Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния России. Разделение Стабилизационного фонда на две части необходимо для того, чтобы повысить доходность его инвестиций. В Резервном фонде будут храниться средства в размере 10 % ВВП. Они будут консервативно вкладываться в валюты других стран, а все средства Стабилизационного фонда, которые не попадут в резерв, будут направлены в фонд национального благосостояния, который займется инвестициями в более рискованные инструменты.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Резервный фонд формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

— доходов от управления средствами Резервного фонда федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу.

Целями Фонда национального благосостояния являются:

— обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации;

— обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, а ФНБ — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами ФНБ порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ.

Наши рекомендации