Международное производство
К основному источнику функционирования предприятий ТНК следует отнести интернациональное или международное производство, которое головные компании организуют, используя оптимальную комбинацию месторасположения ресурсов и рынков. Международное производство – это система, в рамках которой международные компании размещают по всему миру различные циклы производственного процесса, чтобы использовать преимущества в сокращении издержек производства и сбыта продукции, наличия ресурсов, возможности логистики и увеличения объема рынка. При этом, производственные мощности международной компании располагаются в разных странах в соответствии с общей стратегией ТНК.
Интегрированное международное производство представляет собой выпуск продукции за рубежом под контролем головной компании, объединяющий через государственные границы в одну систему капитал, технологические процессы, миграцию квалифицированного персонала и сбытовую сеть. Инструмент управления интегрированным международным производством - глобальный менеджмент, обеспечивающий выпуск продукции с более низкими, чем у национальных компаний, издержками производства, более высокого качества и разнообразного ассортимента. В этом проявляются конкурентные преимущества предприятий ТНК при расширении рынков сбыта.
К началу 21 в. международное производство товаров и услуг приблизилось к 10% мирового ВВП. Показателями международного производства являются объемы продажи товаров и услуг зарубежными филиалами ТНК на внутреннем и мировом рынках.
Ужесточающаяся конкуренция на мировом рынке способствует объединению ТНК в еще более крупные конгломераты. Стимулами объединения ТНК выступают следующие факторы, характерные для современного этапа развития мировой экономики:
- ослабление ограничений в сфере свободы предпринимательства;
- укрепление валютного союза в рамках Европейского союза;
- либерализация правовых норм по приобретению собственности на территории большинства государств хозяйствующими субъектами из других стран;
- снижение издержек производства и сбыта за счет устранения дублирования исследовательских разработок и производства;
- ситуации, когда объединяющие компании обладают взаимодополняющими ресурсами и их совместная стоимость оказывается больше их стоимости поодиночке.
Опыт функционирования международных предприятий показывает существование трех видов структур организации производства: горизонтальной, вертикальной и диверсификации.
Горизонтальная интеграция производства предусматривает выпуск однородной продукции в разных странах, когда определенный вид готовых изделий выпускается в одной стране для регионального рынка. Горизонтальная интеграция обладает преимуществами:
- увеличение объемов рынка сбыта;
- расширение масштабов производства;
- рациональное использование мощностей.
В случае сокращения спроса на продукцию в одной принимающей стране международная компания переводит ресурсы своему предприятию в другой стране, где сохраняется спрос или расширяется спрос на эту продукцию.
Вертикальная интеграция производства в рамках ТНК представляет собой объединение в одну технологическую цепочку производственных процессов в разных странах: добычу сырья в одной стране, его обработку и выпуск полуфабрикатов в другой стране, сборку готовых изделий – в третьей. Такая организация международного производства предусматривает возможность сокращения зависимости от субпоставщиков, сосредоточение внимания на удовлетворение нужд основных потребителей, включая покупателей сырья и полуфабрикатов, модернизацию производственных мощностей в разных странах по единому плану для всего технологического цикла, повышение технического уровня на отдельных производственных операциях по усмотрению головной компании.
Диверсификация производства – выпуск разнообразной продукции в разных принимающих странах. Целесообразность налаживания производства определенной продукции в той или иной стране вместо экспорта этой продукции определяется величиной импортных пошлин в принимающей стране на этот вид продукции. При высоких импортных пошлинах и растущем спросе международная компания может принять решение вместо экспортера этой продукции перейти к ее производству в стране-импортере. Организация производства одного вида продукции в этой стране, другого - в другой, позволяет международной компании выходить на мировые рынки, страхуя себя тем, что в других странах другая продукция пользуется устойчивым спросом и в случае неудачи с освоением нового рынка компания может возместить потери за счет увеличения выпуска и сбыта других товаров в разных странах.
Развитие международного производства проходит под влиянием 3-х факторов:
1.Совершенствование управления. Управление заключает в себе выбор оптимальной структуры контроля за деловой активностью зарубежных производственных филиалов ТНК.
2. Организация производства и сбыта продукции осуществляется в форме вертикальной интеграции производственных процессов и функциональной специализации. Так головные компании специализируются на изготовлении наукоемких изделий с концентрацией внимания на конструкторских разработках и маркетинговых исследованиях.
3. Определение географических направлений деятельности связано с размещением промышленных предприятий ТНК на территории развивающихся стран.
4.