Наиболее распространенные в мире принципы японского стиля менеджмента
Принцип | Описание | Вклад в повышения уровня конкурентоспособности |
В сфере производства | ||
Точно в срок | Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику | Сокращаются складские расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции |
Кружки контроля качества | Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции | Коллектив становится сплоченнее |
Гибкая специализация | Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией | Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции — гибкость производства |
В сфере экологии | ||
Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники безопасности | Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов | Сокращение расходов на охрану окружающей среды |
Человеческие ресурсы и производственные отношения | ||
Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы | Продвижение по служебной лестнице определяется стажем работы на фирме; заработная плата зависит не от качества исполнения индивидуума, а от результатов работы бригады | Простота управления массовым производством. Заработная плата и продвижение по службе легко устанавливаются и всем понятны Стабильные производственные отношения |
Поощрение в зависимости от качества исполнения | Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции | Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы |
Кружки совершенствования производства | Непрерывное совершенствование производственного процесса. Производственная и маркетинговая политика осуществляется путем во влечения в них рабочих, инженеров и менеджеров | Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами |
Кружки инициативных работников | Поощряются письменные предложения каждого работника фирмы о любом улучшении производства | Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте; повышается степень участия каждого работника в процессе производства |
Автономия департаментов компании | Автономия принятия решений в департаменте компании | Проще координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента |
Ступенчатый метод принятия решений | В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом | С расширением круга участников обсуждения, заинтересованных в принятии решения, повышается степень объективности решения |
Ротация рабочих и служащих | Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2—3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы | Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках; компании |
Пожизненный наем на работу | Повышается преданность компании | Повышается уровень квалификации сотрудников |
Зарплата выше у старших по должности | Более опытным сотрудникам, с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата | У рабочих и служащих повышается мотивация к росту по службе и преданность компании |
Широкая специализация членов производственной бригады | Производственная бригада квалифицированных рабочих широкой специализации осуществляет полный производственный цикл | Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный согласованный труд |
Профсоюзы на предприятии | В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами | Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании |
Организация управления | ||
Разделение на департаменты | Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании | Упрощается схема управления компанией, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции |
Бизнес-единицы | Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность | Децентрализация управления освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов |
Отношения с субпоставщиками | ||
У поставщиков не один заказчик | Главный критерий выбора субпоставщика — цена его продукции. Заказчик поощряет конкуренцию между субпоставщиками | Сокращается цена поставляемых сырьевых материалов и комплектующих изделий |
Система связей | Взаимное владение пакетами акций, общие члены совета директоров, кооперация производителей и дистрибьюторов | Стабильная система обмена информацией и знаниями |
Тенденции в развитии отношений с субпоставщиками | Дух сотрудничества и взаимодоверия; акцент на качество поставляемой продукции и соблюдение сроков поставки | Поставщик — дополнительный источник знаний |
К особенностям организации производства и сбыта продукции в Японии следует отнести большую роль торговых домов «сого шоша» (Sogo Shosha) и субпоставщиков. После Второй мировой войны эта система помогла ускоренному восстановлению промышленности в Японии и ее модернизации до уровня одной из передовых в мире. Известно, что становление современной японской промышленности осуществлялось с широким привлечением опыта наиболее развитых государств. Тогда «сого шоша» стали каналами импорта из развитых стран наиболее эффективных технологий и оборудования, а затем, со становлением национального производства, и экспорта исходных материалов и модернизированных в Японии эффективных машин и технологий.
К началу XXI в. на «сого шоша» приходилось свыше 40% японского экспорта и около 70% - импорта. Наблюдается тенденция к расширению деятельности на мировом рынке помимо «сого шоша» становящихся все более могущественными японских ТНК, которые обзаводятся своими подразделениями внешнеэкономических связей, международного маркетинга и собственной сбытовой сетью.
К преимуществам «сого шоша» можно отнести: изучение конъюнктуры мировых рынков, широкие контакты с поставщиками и потребителями по всему миру, налаженную систему сбыта за границей, опыт в организации потоков товаров, услуг и капитала, как на внутреннем, так и на мировом рынке; знание системы ценообразования, качества продукции, клиентов и налаженная схема поставок, определяющие широкие деловые связи на внутреннем рынке, помогающие найти местных потребителей и субпоставщиков и организовать товарооборот, в том числе и на условиях бартера в случае тяжелого финансового положения участников сделки; создание условий выхода на внутренний и внешний рынки для мелких и средних фирм.
Систему деятельности субпоставщиков в промышленности Японии можно схематически изобразить в виде пирамиды. Например, в японском автомобилестроении верхняя часть пирамиды представляет собой большую четверку - основных изготовителей автомобилей в Стране восходящего солнца - компании «Тойота», «Ниссан», «Мицубиси моторе», «Хонда»; средний уровень пирамиды - их непосредственные 500 субпоставщиков; нижний уровень - поставщики непосредственных субпоставщиков - 20 тыс. в основном средних и мелких фирм.
Преимущества японского стиля менеджмента проявляются и в других странах. Например, в 90-х гг. германская компания «Порше», выпускающая автомобили «для людей с хорошим вкусом, молодой душой и приличным достатком», оказалась на грани банкротства и полной потери независимости из-за резкого спада продаж и потери контроля руководства фирмы за ростом издержек производства. Задыхающуюся в долговых тисках компанию готовы были приобрести германские автогиганты «Мерседес-Бенц», «BMW» и «Фольксваген». Спасло независимость «Порше» решение администрации «лучше излечиться с помощью чужого опыта, чем погибнуть от недостатка своего» и пригласить специалистов японской консультационной фирмы «Сингидзюцу» (в переводе - новая технология). Японские специалисты осуществили перестройку на «Порше» за три года. В результате сборочный конвейер стал короче, исчезло несколько участков и подсобных помещений, территория завода уменьшилась по площади на 30%, а темп сборки автомобилей возрос почти на 40% и сократился производственный брак.
Одним из решающих моментов оказалась смена немецкой дисциплины и педантизма на творческую обстановку, созданную японским менеджментом. Работа осуществляется на прежнем оборудовании с теми же рабочими и инженерами, которые под влиянием японского менеджмента поняли привлекательность рационализации и подают в месяц по две с половиной тысячи предложений - инициатив, направленных на совершенствование модернизированного японцами трудового процесса.
Введение японских новаций фактически привело к появлению новой компании «Порше» с точки зрения менеджмента и организации всего производственного цикла. «Порше» выбралась из финансовых трудностей, имеет серьезные прибыли и выпускает на рынок новую модель — двухместный шестицилиндровый «Бокстер» с маркетинговым ориентиром цены 50 тыс. долл. Кроме того, впервые за всю историю компания намерена выйти за рамки производства автомобилей спортивного класса и наладить выпуск вездеходов и микроавтобусов.
Японский стиль менеджмента базируется на национальном стереотипе - сочетании вежливости, деликатности, аккуратности, чистоплотности, самообладания, трудолюбия, терпения со стремлением к совершенству. Этому способствует природная гибкость, адаптивность японцев и умение находить компромиссы. Они привлекают в свою экономику все лучшее, что есть в других странах, а в экспортных операциях стремятся учитывать самые разнообразные пожелания импортеров. Дисциплинированность и умение подчинять личные интересы целям и стремлениям коллектива в значительной степени способствуют повышению эффективности японских предприятий.
Китайский стиль менеджмента
Благодаря стремительному росту китайской экономики в конце XX - начале XXI в. растет интерес к особенностям менеджмента в Китае. На национальную культуру китайцев до сих пор оказывает сильное влияние философия Конфуция с ее основными требованиями к человеку: повиновения, терпимости и упорства в достижении цели в сочетании с необходимостью уважения и сохранения семейных традиций и собственного достоинства. В деловых связях с китайскими бизнесменами необходимо учитывать их обостренное чувство патриотизма, которое внушалось им в течение последних десятилетий коммунистической партией и Правительством Китая.
Используя национальные особенности своего менталитета, китайские бизнесмены добиваются своих целей во внешнеэкономических связях упорно и терпеливо. Обычная их цель - максимально выгодные для китайской стороны условия сделок. При этом китайские партнеры далеко не всегда выполняют данные ими обещания. Такая особенность ведения переговоров вынуждает все договоренности с китайской стороной тщательно оговаривать письменно в подписанных обеими сторонами документах.
Учитывая не всегда высокое качество китайских товаров, в процессе подготовки к подписанию контрактов следует обращать особое внимание на гарантии китайской стороны по обеспечению оговоренных в контракте качественных характеристик закупаемых в Китае товаров. Одновременно необходимо подчеркнуто проявлять учтивость к китайским партнерам, чтобы ни в коем случае не задеть их достоинство. Полезно в ходе общения с китайскими бизнесменами поддерживать непринужденный тон переговоров, разряжая напряженную атмосферу приятными для обеих сторон шутками и юмором, на которые китайцы охотно откликаются.
Китайский стиль ведения бизнеса характерен для многих стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где сильные позиции занимает китайская диаспора. Это «хуацяо» - этнические китайцы, живущие во многих странах. Там встречаются даже такие экзотические черты китайского менталитета, как придание большого значения весовой категории партнера: к худым относятся с подозрением, считая их потенциальными жуликами. В китайской провинции о. Тайвань иногда судьба сделки решается не в роскошном офисе президента фирмы, а в скромном домике под черепичной крышей, где живет седой старик - отец клана. Это свидетельство того, что в Китае традиционно чтут прочность семейных связей с незыблемой почтительностью к родителям и старшим родственникам. Отсюда для создания благоприятной атмосферы ведения бизнеса с китайцами желательно не скупиться на похвалы семейного бизнеса партнера и занятых в этом бизнесе родственников.
Некоторые западные бизнесмены в период освоения азиатских рынков с самого начала выбирают местную фирму в качестве агента-проводника, которая помогает им не потеряться в лабиринте отношений местного делового мира.
4.