Принципы ценообразования на продукцию (работу, услугу).

Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и контроля применения установленного законодательством порядка ценообразования хозяйствующими субъектами.

Обычно продукция (услуга) проходит три стадии товародвижения. На предприятиях каждой стадии устанавливаются различные виды цен .

Отпускная цена предприятия изготовителя– цена, применяемая при расчетах между предприятием – производителем продукции и предприятиями-покупателями, за исключением населения. Предприятием-покупателем может выступать оптовое предприятие, которое приобретаем товар для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией с учетом собственных расходов и рыночных факторов.

Розничная цена– цена, по которой продукция (услуги) приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

В этой цепочке (рис.1) каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущую: отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.

По способу установления различают цены свободные (договорные) и регулируемые.

Свободные (договорные) ценыустанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Эти цены формируются под воздействием спроса и предложения продукции (услуги) на биржах аукционах, тендерах.

Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны государственных органов управления путем принятия законодательных, административных и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития национальной экономики. Регулирование цен (тарифов) может осуществляться в двух формах: прямое регулированиеосуществляется путем установления фиксированных или предельных цен; косвенное– путем проведения фискальной политики (через налоги и дотации), денежно-кредитной политики (количество денег в обращении), госзаказы, нормированием затрат, включаемых в цену.

С целью ограничения уровня монополизации применяются методы регулирования цен, основанные на установлении:

предельного норматива рентабельности– предельного отношения прибыли к себестоимости, выраженного в процентах;

предельной торговой надбавки– ограничения к регулируемой цене в сфере обращения;

Декларирование цен – регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на рынках. Примером декларирования цен является «Прейскурант на услуги аэропортов, по обслуживанию и эксплуатации воздушных трасс сообщения и по управлению воздушным движением» (постановление Минэкономики от 10.03.2014 №18).прейскурант устанавливает предельные цены на ряд услуг Национального аэропорта и аэронавигационное обслуживание ВС в Беларуси.

Вопросы регулирования цен в Республике Беларусь находятся во введении Министерства экономики. В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством. В этот перечень входят социально значимые товары и услуги (основные виды лекарств и продуктов питания, детский ассортимент и др.). Цены на товары (работы, услуги) не вошедшие в перечень, устанавливаются производителями самостоятельно и регулируются рыночным спросом и предложением.

Состав цены по элементам.

Цена продукции (работ, услуг) состоит из ряда обособленных элементов составляющих типовой набор. В общем виде цена включает:

издержки производства и обращения (себестоимость);

прибыль;

косвенные налоги.

Состав розничной цены по элементам п

Себестоимость– это плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она включает в себя также ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.). Состав элементов статей себестоимости РУП «Белаэронавигация» приведен в Приложении 1.

Прибыльнеобходима для создания средств на потребление и накопление на предприятиях, а также уплаты налогов из прибыли: на прибыль, на недвижимость, местных, в инновационный фонд Минтранса, во внебюджетный Фонд национального развития и др.

Акцизы– косвенный налог на товары (услуги) имеющие монопольно высокие цены и спрос (алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты, легковые автомобили и др.).

Оптовая и розничная торговые надбавки– это надбавки организаций оптовой и розничной торговли, содержат в своем составе издержки торговых организаций. По структуре содержат те же элементы затрат, что и предприятие-изготовитель. Торговая надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене.

Налогом на добавленную стоимость (НДС)облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов, комплектующих, топлива и других приравненных к ним затрат при производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ. В настоящее время объектом налогообложения являются обороты по реализации продукции (услуг, работ).

Рассмотренный метод ценообразования, основывается на издержках производства. Сущность этого метода заключается в том, что к расчетной себестоимости единицы продукции (работ, услуг) добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, включаемые в цену. Расчет цены производится по формуле

Ц = С + П + Нк

где

С – себестоимость единицы продукции (работы, услуги);

П – прибыль в расчете на единицу продукции (работы, услуги);

Нк – косвенные налоги в цене продукции (работы, услуги).

Этот метод расчета цены является наиболее простым и справедливым как по отношению к продавцам, так и покупателям. Он применяется при формировании цены на новую продукцию (работы, услуги) предприятий – монополистов, социально значимые (основные продукты питания, лекарства и др.).

Применяются и методы свободного формирования цены.

Наши рекомендации