Понятие международных корпораций, трансфертных цен

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы располагаются в зарубежных странах.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в зарубежных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.

Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

Совокупный положительный эффект создания зарубежного производства заключается в:

· экономии за счет использования преимуществ местных факторов производства;

· экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации;

· сокращении затрат на сбыт;

· экономии за счет эффекта масштаба;

· диверсификации производства в целях снижения рисков и завоевание долговременных конкурентных преимуществ;

· увеличении возможности использования временно свободных денежных средств корпоративных подразделений.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены – это внутренние расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не под влиянием спроса и предложения, а исходя из стратегических целей компаний.

Основные цели применения трансфертных цен:

· Поддержание монополистической позиции на рынке;

· Завоевание новых рынков сбыта;

· Минимизация налогов и таможенных пошлин;

· Конвертация из слабой валюты в сильную;

· Использование различий в темпах инфляции;

· Воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

· Сокращение реального уровня прибылей дочерней фирмы.

Наши рекомендации