Технология общественной экспертизы законодательства
Для проведения общественной экспертизы в соответствии с решением совета Общественной палаты о включении в план проведения общественной экспертизы законопроекта или иного проекта нормативного правового акта комиссия и (или) межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты, ответственная за подготовку проекта заключения, обеспечивает создание рабочей группы, состав которой формируется из числа членов Общественной палаты, представителей общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации и экспертов, предлагаемых членами рабочей группы, членами комиссии, а также Аппаратом Общественной палаты.
Письменные предложения, направляемые в Рабочую группу, осуществляющую общественную экспертизу, рекомендуется отражать в справках в виде таблицы.
Таблица: структура Справки по подготовке общественной экспертизы (экспертизы) проектов нормативных правовых актов
┌────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐│ N │ Раздел Справки │ Примерное содержание ││п/п │ │ │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│1. │В чем выражается│Обоснование: существенных изменений;││ │изменение сложившихся│создания нового вида (сферы)││ │общественных отношений │общественных отношений; незначительных││ │ │изменений и т.п. │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│2. │Существующие социальные│Описание проблем, эффективности их││ │проблемы в│решения на настоящий момент (оценка││ │рассматриваемой сфере │качества государственного управления в││ │ │рассматриваемой сфере; проблемы,││ │ │препятствующие организации эффективного││ │ │управления и др.) │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│3. │Круг субъектов│семья, школа, детские учреждения,││ │гражданского общества,│учащиеся и студенты, группы населения -││ │чьи права будут затронуты│пенсионеры, инвалиды, малоимущие,││ │в результате принятия│безработные, мигранты,││ │нормативного правового│церковнослужители, верующие и т.п.;││ │акта │субъекты малого предпринимательства и││ │ │социально-значимых областей бизнеса и││ │ │пр. │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│4. │Социальные последствия│4.1. ограничение социально-значимых прав ││ │принятия нормативного├─────────────────────────────────────────┤│ │правового акта │4.2. осложнение порядка обращений││ │ │граждан (и их объединений), получения││ │ │разрешений ││ │ ├─────────────────────────────────────────┤│ │ │4.3. снижение социально-экономической││ │ │защищенности граждан (и их объединений)││ │ │по сравнению с существующим порядком ││ │ ├─────────────────────────────────────────┤│ │ │4.4. подрыв авторитета государственной││ │ │власти и местного самоуправления ││ │ ├─────────────────────────────────────────┤│ │ │4.5. снижение возможности общественного││ │ │контроля над деятельностью органов││ │ │государственной власти и местного││ │ │самоуправления, оказания влияния на их││ │ │решения ││ │ ├─────────────────────────────────────────┤│ │ │4.6. ограничение доступа граждан (и их││ │ │объединений) к решению вопросов в││ │ │органах государственной власти и││ │ │местного самоуправления │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│5. │Предложения по изменению│меры нормативно-правового и││ │сложившейся ситуации в│организационного характера ││ │рассматриваемой сфере│ ││ │общественных отношений с│ ││ │учетом положений│ ││ │нормативного правового│ ││ │акта │ │├────┼──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤│6. │Приложение │Характеристика использованных││ │ │источников, расчеты и иные материалы,││ │ │способные оказать помощь в подготовке││ │ │Заключения общественной экспертизы │└────┴──────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘Для подготовки проекта заключения по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления в Справке необходимо аргументировано отразить:
1) изменит ли сложившиеся общественные отношения (создаст новый вид (сферу) общественных отношений), приведет ли к возникновению социальных проблем в конкретной сфере в случае принятия проекта нормативного правового акта в представленной редакции;
2) осложнит ли правовые отношения, например, семьи, школы, детских учреждений, учащихся и студентов, групп населения - пенсионеров, инвалидов, малоимущих, безработных, мигрантов, церковнослужителей, верующих и т.п.; малого предпринимательства в социально-значимых областях бизнеса) т.е. ограничит их социально-значимые права;
3) осложнит ли порядок обращений граждан (и их объединений) в органы государственной власти и местного управления;
4) снизит ли социально-экономическую защищенность граждан (и их объединений) по сравнению с существующим порядком;
5) в какой степени может подорвать авторитет государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, правоохранительных органов, профессиональных союзов и т.п..
По результатам проведения общественной экспертизы соответствующего законопроекта или иного нормативного правового акта готовится проект заключения.
Процесс подготовки заключения по результатам общественной экспертизы включает в себя следующие цели и задачи:
выявление процессов общероссийского, межрегионального, а также международного характера, связанных с взаимодействием граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и международными организациями;
выявление проблем, способных нанести существенный вред правам и свободам граждан Российской Федерации и правам общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обоснование необходимости принятия мер нормотворческого, управленческого и иного характера в рассматриваемой сфере.
При его подготовке рабочей группой в обязательном порядке учитываются предложения и выводы, содержащиеся в справках (опросных листах), материалах и документах, поступивших из НКО и общественных палат, созданных в субъектах Российской Федерации.
Проект заключения подписывается экспертом (если подготовка заключения поручалась организации - руководителем организации). Проект заключения рассматривается на заседании рабочей группы, который может быть доработан с учетом замечаний и предложений других членов рабочей группы.
Подготовленный проект заключения передается рабочей группой в структурное подразделение Аппарата Общественной палаты для проведения лингвистической, содержательной, правовой и оформительской проработки проекта заключения.
Структурное подразделение Аппарата Общественной палаты по результатам проведенной проработки проекта заключения, направляет руководителю рабочей группы проработанный проект заключения либо предложения по его доработке.
Рабочая группа в случае необходимости, доработав проект заключения, направляет его в ответственную комиссию и (или) межкомиссионную рабочую группу Общественной палаты для согласования проекта заключения. По результатам рассмотрения комиссия вправе поручить рабочей группе доработать проект заключения в установленные комиссией сроки.
Разногласия по проекту заключения рассматриваются на заседании комиссии, ответственной за проведение экспертизы с участием членов рабочей группы, имеющих разногласия.
В случае, если после рассмотрения разногласий на заседании комиссии они остались неурегулированными, решение принимается межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов.
При отсутствии замечаний проект заключения считается одобренным комиссией и (или) межкомиссионной рабочей группой Общественной палаты, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии и (или) межкомиссионной рабочей группы.
Одобренный проект заключения направляется в межкомиссионную рабочую группу по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов.
Руководитель межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов принимает решение об одобрении или отклонении подготовленного проекта заключения.
Одобренный проект заключения по решению руководителя межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов направляется членам Общественной палаты для принятия соответствующего решения в порядке, установленном Регламентом.
В случае принятия руководителем межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов решения об отклонении подготовленного комиссией проекта заключения окончательное решение по проекту заключения принимается советом Общественной палаты.
В случае отклонения Общественной палатой проекта заключения, совет Общественной палаты либо принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы либо о повторном проведении общественной экспертизы.
В случае повторного отклонения проекта заключения общественной экспертизы, совет Общественной палаты принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы.
Сроки проведения общественной экспертизы
Работа по проведению общественной экспертизы законопроектов организуется так, чтобы заключение Общественной палаты поступило в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до первого чтения законопроекта.