Этапы формирования туристского рынка
Тема 1. Формирование Туристского Рынка
Этапы формирования туристского рынка
Туризм (франц. tourisme, от tour- прогулка, поездка) – путешествие в свободное от работы время, один из видов активного отдыха.
Туризм, как сложная социально-экономическая категория, стал продуктом длительного исторического процесса. Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врождённым свойством человека. Начало туризма лежит на ранних этапах развития человеческого общества и следует отметить, что цели путешествия были самыми разнообразными – деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.
Человек на протяжении всей его многовековой истории был устремлен к миропониманию, следовательно, путешествие стало объективным следствием его вековой тяги к познанию неизведанного. Путешествие, то есть временное изменение для человека окружающей его привычной обстановки, приносило ему удовольствие в виде отдыха, досуга и развлечения. У первых путешественников, посещавших новые земли, целебные источники, святые места, мотивами передвижения были познание, духовное и физическое совершенствование, религиозное стремление, которые и поныне не потеряли свою значимость в формировании туристской потребности. Туризм первоначально преследовал сугубо социальную цель, был направлен на физическое и духовное развитие человека. Доминирование в функциях туризма социального направления просуществовало длительное время, охватывавшее три общественно-экономические формации (первобытную, рабовладельческую и феодальную). С развитием рынка в странах Запада на первый план выдвигается экономическая функция туризма, направленная на получение коммерческой выгоды посредством предложения туристских (социальных) услуг.
Процесс развития туризма в каждой стране имеет свои специфические черты и отличия, и в то же время на основе определенных критериев, таких, как историко-географические, материально-технические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки, целевые функции туризма на различных этапах развития и т.д., можно установить определенную периодизацию развития туризма, характерную для большинства стран.
В настоящее время в развитии туризма принято выделять следующие этапы:
1-й этап – от древности до начала XIX в. Предыстория туризма.
2-й этап – от начала XIX в. до начала XX в. Элитарный туризм. Зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг.
3-й этап – от начала XX в. до Второй мировой войны. Начало становления социального туризма.
4-й этап – после окончания Второй мировой войны до наших дней. Массовый конвейерный туризм, становление массового дифференцированного туризма, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству туристских услуг и товаров. Именно в этот период из предмета роскоши туризм становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определённой степени этому способствует сокращение рабочего времени и, соответственно, рост свободного времени, а также формирование мощной индустрии отдыха со своими институтами, продуктами, производственными циклами, методами организации и управления производством.
В действительности и западный («капиталистический»), и советский («социологический») туризм произросли на социальной почве: определяющая цель в организации туризма заключалась в получении социальной выгоды – простого и расширенного воспроизводства физической и духовной силы человека. С приходом капитализма, появлением рынка и рыночных отношений возникла экономическая функция туризма с определёнными правилами и законами: появились производители услуг, которые оказывали таковую социальную услугу и получали за это доход (экономическую выгоду). Так возникли специализированные туристские фирмы, предлагающие на рынке особый продукт – туристскую услугу. То есть туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
С созданием соответствующей материально-технической базы туризма с обслуживающим персоналом возникла необходимость организационного и хозяйственного обособления туризма как отдельной отрасли экономики.
Начало ХIХ века было ознаменовано расширением сети дорог в Европе, совершенствованием почтовой связи, увеличением потока мигрантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, ростом населения, а также революционными изменениями в развитии транспорта. Эти факты оказали огромное влияние на зарождение специализированных предприятий по оказанию гостиничных услуг и создали предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии.
Первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1841 г. он организовал массовое путешествие по стране, после которого туризм вступил в начальный период современной фазы развития, который мы можем назвать коммерческим туризмом. С 1847 г. созданное Т. Куком предприятие стало организовывать зарубежные поездки – сначала во Францию, а позднее и в другие европейские страны. В 1851 г. Кук основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын» и в 1865 г. вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию. Таким образом, именно он положил начало современной туристской индустрии. В 1882 г. Кук организовал первое в мире кругосветное путешествие. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей, и вслед за ним в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Ланна, Политическая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха, Велосипедный туристский клуб. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах Европейского континента.
Поездки за границу с целью приобретения знаний, расширения кругозора практикуются с конца XVII в. в России, начиная с правления Петра I, совершившего в 1697-1699 гг. путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы, ознакомившись с европейской культурой, значительно повлиявшей на развитие русской культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных языков. Двадцатого марта 1719 г. по указу Петра I был открыт курорт «Марциальные воды», который послужил началом изучения лечебных свойств минеральных источников и распространению путешествий с целью лечения и оздоровления, далее возникают бальнеологические курорты в Старой Руссе, Кашине, под Самарой, Липецком, в Ялте, на Кавказских Минеральных Водах. Екатерина II в сопровождении свиты и иностранных послов пересекла всю западную часть Российской империи, проплыла по Днепру, осмотрела город Херсон и Севастополь. Император Павел I вместе с супругой побывал во многих немецких городах, посетил Австрию, Нидерланды, Францию, Италию.
Ещё большее внимание развитию туризма уделяется со второй половины XIX в., когда широкую известность в этот период получают Общество любителей естествознания, Крымский горный клуб, Кавказское горное общество. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая российская туристская компания Л. Липсона; с 1899 г. начинает работать комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся; в 1895 г. создаётся Ялтинское бюро Крымско-Кавказского горного клуба. Эти 42 учреждения выпускали первые специализированные журналы: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант». В работе туристских организаций принимали участие многие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, Н. М. Пржевальский, П. Семёнов-Тянь-Шанский, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. В XIX в. экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, среднем и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных регионах России. Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог, пароходов – всё это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с различными целями. В Крыму и на Кавказе сосредоточились рекреационные виды туризма, стали строиться первые курорты, первоклассные гостиницы.
Создание во второй половине XIX в. автомобиля и самолёта с двигателем внутреннего сгорания, развитие морского транспорта дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения, что способствовало увеличению международных поездок. Первая мировая война прервала мировые туристские связи, однако после её окончания международный туризм вступил в новый период развития. С 1920-х гг. значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма и в сферу туризма оказались вовлечёнными практически все страны Европы.
Период 1930-1950 гг. характеризуется рядом факторов, которые негативно отразились на международном туризме. Это, прежде всего, мировой экономический кризис 1929-1933 гг., обострение политической стабильности в Европе, вторая мировая война, послевоенный кризис.
В послевоенные годы туризм приобретает массовый характер и становится формой досуга не только элиты общества, но и среднего класса, молодёжи, учащихся. К 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всём мире, превысило довоенный уровень и составило более 25 млн. человек. Формируется мощная индустрия отдыха с развитой инфраструктурой, активизируется деятельность туристских фирм, идёт массовое строительство гостиниц, мотелей, заведений для отдыха и развлечений. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, туризм переходит от индивидуальных форм к организованным, в результате чего в 1947 г. в Париже был утверждён Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО), в составе 116 государств, членами также стали как правительственные, так и неправительственные туристские организации. Середина XX в. ознаменовалась подъёмом мирового туристского рынка, число которых к 1960 г. достигло 71 млн. человек, к 1971 г. – 168,4 млн. человек
Развитию международных туристских отношений способствовали изменение экономической и политической обстановки в мире, расширение социального состава туристов, благодаря профсоюзам, так как была повышена оплата труда и увеличилась продолжительность оплачиваемого отпуска. Важную роль сыграла НТР в области авиационного транспорта, что сопровождалось значительным снижением стоимости перелётов.
В связи с повышением роли мирового туристского рынка в 1963 г. в Риме прошла I Конференция ООН по туризму и путешествиям, на которой были приняты официальные определения основных туристских понятий для обеспечения унификации и анализа статистического учёта туризма, рассмотрены проблемы общего направления развития туризма и формирования 44 соответствующей материальной базы, упрощения пограничных и таможенных формальностей и процедур. В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН, МСОТО был реорганизован в ВОТ, на основании резолюции Генеральной ассамблеи МСОТО, вступившей в силу 2 января 1975 г. после ее ратификации 51 государством [255]. На сегодняшний день можно сказать, что создание ВОТ явилось свидетельством всеобщего развития не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.
Восьмидесятые годы характеризуются такими негативными явлениями, как спад в мировой экономике, авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., террористические акты ливийских экстремистов, которые стали причинами сокращения международных путешествий вплоть до 1984 г. Однако со второй половины 80-х гг. положение нормализовалось и в некоторых странах Тихоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай) и Европы (Португалия и Турция) произошёл рост туристских прибытий. Можно также отметить, что в этот период было характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны населения со средними доходами и увеличение доли группового туризма, за счёт скидок на данное обслуживание, предоставляемых гостиничными и другими предприятиями, связанных со сферой туризма.
Начало 90-х гг. также оказалось неблагоприятным для мирового туристского рынка из-за войны в Ираке, мирового экономического спада, пандемии гриппа A (H1N1), ситуация нормализовалась лишь к середине. Статистика ВТО (Всемирной туристской организации) показывает, что за 20 лет число международных туристских прибытий почти утроилось со 160 млн. человек в 1970 г. до 880 млн. человек в 2009 г.