Вклад сферы культуры в развитие современного общества.
Понятие и сущность менеджмента, как системы управленческой деятельности.
1. Менеджмент – это научная дисциплина, посвящённая проблемам управления.
2. В России менеджмент обычно рассматривают как одну из экономических наук.
3. Менеджмент – это наука об искусстве управления.
4. Система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых разных соц. Институтов, организаций, призванных осуществлять некую социальную деятельность.
5. Это орган управления, совокупность подразделений аппарата управлений, объединяющих менеджеров. Это структура управления той или иной организацией, регионом, страной.
6. Это категория людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления
Слово «менеджмент» происходит от двух латинских слов: 1-«манус»-рука и 2-«аджере»-действовать.
Управление входит в понятие менеджмент, но не является его синонимом. Управление – это одно из направлений менеджмента.
3 направления менеджмента:
· Руководство;
· Развитие;
· Контроль.
Развитие представления о менеджменте.
С появлением государства проблемы управления вышли на первый план.
Платон «Государство» (описывает систему управления)
Николо Макиавелли «Государь» (16в.)
«Домострой» (16в.) (Проблемы устройства хозяйства)
Разработка методов управления началась с момента разделения труда.
Конец 19-начало 20в.в. «Научная школа менеджмента» (Тщательный анализ технологических процессов. Его цель – повышение производительности труда).
В начале 20 века было создано направление в менеджменте «НОТ» (научная организация труда). Разработчики этого направления: Тейлор, Гастев, Генри Форд.
30-50е г.г. 20 века. В менеджменте появляется школа человеческих отношений. Человек становится основным стратегическим ресурсом развития организации.
Установление коммуникаций. Адекватная система коммуникаций – передача информации от работников к управляющим.
Мелтон Эйо: «Менеджер добивается успехов или терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой, как лидер».
Конец 50х: «Школа человеческих отношений» перешла в «Школу поведенческих наук» или в «бехевиаристскую» (от англ. «поведение»).
Яркие представители – американские психологи: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкер, Абрахам Маслоу. Они считали, что эффективность управления следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности, с помощью различных видов стимулирования.
Наиболее известна «пирамида потребностей» Маслоу, согласно которой потребности человека удовлетворяются в следующем порядке:
1. Физиологические потребности;
2. Потребность в безопасности;
3. Социальные потребности (любовь, дружба, принадлежность к группе);
4. Потребность в уважении;
5. Потребность в самореализации.
Д.З.: К 9 сентября подготовить доклад (5 страниц) на тему: «Личный менеджмент управления собой». Источник: Глеб Архангельский «Тайм-менеджмент».
Управление.
Термин «менеджмент» не является точным синонимом русскому термину «управление».
Управление – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.
Управление – это руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путём.
Функции управления:
· Функция планирования;
· Функция организации;
· Контроль;
· Регулирование.
Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности и лучшего использования ресурсного потенциала учреждений культуры.
Специфика менеджмента в сфере культуры.
Вклад сферы культуры в развитие современного общества.
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику.
1.1. Сфера культуры создаёт конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.
1.2. Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
2. Прямо социальное влияние.
2.1. Культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на влияние людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.
3. Косвенное экономическое влияние.
3.1. Культура и искусство социально выгодны, т.к. они аккумулируют и транслируют базовые ценности общества, образы, которые используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
3.2. Современные технологии бизнеса и менеджмента (реклама,PR, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры, имиджа и фирменного стиля) невозможны без использования традиционных форм СКД, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.
3.3. Взаимовыгодные, взаимостимулирующие сотрудничество делового мира и сферы культуры, их социальное партнёрство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию.
3.4. Культура и искусство повышают ценность окружающей среды. Например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды, производства и отдыха.
4. Косвенное социальное влияние.
4.1. Культура и искусство обогащают социальную среду, наполняя её различными привлекательными событиями.
4.2. Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации.