Тема 17. Особенности маркетинга в различных сферах деятельности.
Сферы применения маркетинга (коммерческая, некоммерческая и др.). Специфические особенности товарного рынка в определенном виде отраслей и их проявление. Специфические особенности товаров или услуг в различных сферах деятельности: капитального строительства, создания интеллектуального продукта, страховой деятельности и др. Учет специфик товара и товарных рынков в программах и планах маркетинга в стратегическом и тактическом разрезах. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ПК-6, ПК-8,
Тема 18. Международный маркетинг
Сущность и среда международного маркетинга. Особенности международного маркетинга. Организация маркетинговых исследований в международном маркетинге. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки. Выбор способов взаимодействия с международными партнерами. Особенности формирования комплекса маркетинга при работе на внешнем рынке. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ПК-6, ПК-13.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
А) для студентов очной формы обучения
Семинар №1.(темы №1,2,3)
Вопросы для обсуждения:
1.Основные понятия и концепции маркетинга.
2.Принципы и функции маркетинга.
3.Особенности маркетинговой деятельности в России.
4. Понятие стратегии маркетинга
5. Стратегические модели
6.Понятия тактики маркетинга
7.Типы маркетинга
Разбор ситуаций
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-6, ПК-13
Семинар №2. (темы №4,5)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие маркетинговой среды предприятия
2. Структура STEP-анализа
3. Структура SWOT-анализа
4.Виды потребителей. Индивидуальные потребители
5. Покупатели от имени организации
6. Моделирование поведения потребителей
7. Консьюмеризм
Разбор ситуаций
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-6, ПК-13
Семинар №3.(тема №9)*.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и классификация товара
2. Понятие товарной марки
3. Упаковка товаров
4. Товарный ассортимент
5. Жизненный цикл товара
4. Разработка нового товара
*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-6
Семинар №4.(тема №10)*.
Вопросы для обсуждения
1. Особенности цены как средства маркетинга
2. Методика расчета исходной цены
3. Проблемы ценообразования
4. Разбор ситуаций
*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-4
Семинар №5. (тема №11)*
Вопросы для обсуждения
1. Понятие каналов распределения
2. Виды торговых посредников
3. Критерии выбора каналов распределения
4. Разбор ситуаций
*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-6, ПК-13
Семинар №6. (тема №12)*.
Вопросы для обсуждения
1.Понятие коммуникаций маркетинга
2.Факторы, определяющие структуру комплекса продвижения
3.Реклама
4.Стимулирование сбыта
5.Паблик рилейшнз
6.Личная продажа
7. Разбор ситуаций
*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол».
Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-8, ПК-13
Семинар №7.(темы №13 и №16)
Вопросы для обсуждения
1.Средства стимулирования продаж
2.Структура средств стимулирования продаж, их преимущества и недостатки.
3.Классификация методов и средств стимулирования и реализации продукции.
4. Понятие затрат на маркетинг
5. Факторы, определяющие уровень затрат на маркетинг.
6. Характеристика основных методов определения затрат на маркетинг.
Разбор ситуаций
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-4, ПК-6, ПК-13
Семинар №8 (тема №17)
Вопросы для обсуждения
1.Сферы применения маркетинга.
2.Специфические особенности товарного рынка в различных отраслях.
3.Особенности товаров (услуг) в различных сферах деятельности.
4.Учет специфики товара и товарных рынков в планах маркетинга.
Разбор ситуаций
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ПК-6, ПК-8
Семинар №9 (тема №18)
Вопросы для обсуждения
1.Сущность и среда международного маркетинга.
2.Особенности международного маркетинга.
3.Организация маркетинговых исследований в международном маркетинге.
4.Стратегия и тактика проникновения на международные рынки.
5.Выбор способов взаимодействия с международными партнерами.
6.Особенности комплекса маркетинга при работе на внешнем рынке.
Разбор ситуаций
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ПК-6, ПК-13
Практическое занятие №1. (тема №6)
1.Сегментация рынка
2. Выявление целевого рынка
3. Позиционирование товара
4. Решение тестов и задач
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8
Практическое занятие №2. (тема №7)
1. Оценка факторов конкурентоспособности предприятия
2. Выявление конкурентного преимущества предприятия
5. Решение тестов и задач
Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-4, ПК-4, ПК-6, ПК-13
Практическое занятие №3. (тема №8)
1. Разработка анкет
2. Оценка процесса маркетингового исследования
3. Решение тестов и задач
Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-4, ПК-4
Практическое занятие №4. (тема №14)*
1. Формирование системы управления маркетингом.
2. Выбор стратегии управления маркетингом.
3. Построение матриц стратегического анализа.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-6, ПК-13
Практическое занятие №5. (тема №14)*
1. Изучение методики создания службы маркетинга на предприятии.
2. Разработка структуры службы маркетинга
3. Создание положения о службе маркетинга
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-6, ПК-13
Практическое занятие №6. (тема №15)*
1. Разработка плана маркетинга для конкретного предприятия
2 Презентация своего плана
3.Подготовка резюме по разработанному плану
*Примечание: занятие проводится на основе заполнения рабочей тетради (см. методические указания студентам) после консультаций преподавателя и выбора объекта планирования. После каждого этапа идет публичное обсуждение конкретных результатов планирования. Осуществляется разбор методических ошибок, допущенных в процессе планирования, и делаются рекомендации по дальнейшим шагам разработки плана маркетинга. В конце подводятся итоги планирования на основе подготовленного резюме
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-4
Практическое занятие №7. (тема №15)*
1.Изучение методики маркетингового контроля.
2.Проведение аудита разработанного плана маркетинга.
3.Построение процесса организации маркетингового аудита на предприятии.
*Примечание: занятие проводится на основе заполнения рабочей тетради (см. методические указания студентам) после консультаций преподавателя и выбора объекта планирования. После каждого этапа идет публичное обсуждение конкретных результатов планирования. Осуществляется разбор методических ошибок, допущенных в процессе планирования, и делаются рекомендации по дальнейшим шагам разработки плана маркетинга. В конце подводятся итоги аудита на основе подготовленного резюме.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-4