Цели развития новых мест назначения
Появление новых мест туристского назначения тесно связано с общей озабоченностью государств в отношении международных и национальных проблем, с которыми сталкивается современное общество. Некоторые из этих проблем носят особенно острый характер (например, резко выраженное неравенство между развитыми и развивающимися районами, безработица, расхищение природных ресурсов и т. д.).
В поисках решения этих проблем нельзя упускать из вида вклад, который может быть сделан в результате процесса передвижения людей и способности новых мест туристского назначения возрождать к жизни зоны, в которых они расположены. При определении новых мест туристского назначения следует учитывать первоочередность целей, т. е. создание новых рабочих мест, развитие отсталых районов, защиту окружающей среды.
Развитие районов экономической депрессии. Для того чтобы место туристского назначения играло положительную конкретную роль в развитии данного региона, особенно в долгосрочном плане, необходимо учесть три элемента:
• в районе, о котором идет речь, не должно быть другой сферы деятельности, которая была бы выгодной для него;
• развитие мест туристского назначения не должно создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности (например, сельскому хозяйству) и не должно наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;
другие существующие секторы деятельности в данном районе не должны мешать созданию нового места туристского назначения.
Как логическое следствие сказанного выше проект развития должен хорошо сочетаться с экономической и социальной жизнью данного района. Поэтому существующие естественные, исторические и культурные факторы необходимо использовать разумно. Инфраструктуру, требуемую для места туристского назначения, следует организовать таким образом, чтобы позволить другим отраслям получить от нее выгоду, а также чтобы функционирование места туристского назначения вносило вклад в развитие существующих секторов и стимулировало создание других видов деятельности.
Создание рабочих мест с круглогодичной занятостью в новых местах назначения. Следует избегать создания новых мест назначения, ориентированных исключительно на проведение отпусков и досуга. В местах назначения такого рода занятость всегда будет носить сезонный характер. Места назначения, поездки в которые носят вынужденный характер (например, терминальные и оздоровительные курорты), имеют высокую вероятность круглогодичного действия. Они могут функционировать как результат сезонного оборота международной и отечественной клиентуры.
Основным преимуществом постоянного действия этих мест назначения является то, что создаются стабильные рабочие места для большого количества работающих по найму с очень разными квалификациями.
Еще одним путем создания постоянных рабочих мест является организация национальных и международных встреч, конференций, конгрессов, коллоквиумов, симпозиумов, круглых столов, деловых встреч и т. д.
Понижение насыщенности традиционных мест назначения путем распределения процесса передвижения людей. Традиционные места назначения в первую очередь испытывают на себе высокое давление в результате процесса передвижения людей в период сезона «пик». Чем большей известностью пользуется местность, тем выше ее насыщенность. Хотя люди стали более требовательны к качеству окружающей среды, многие все еще придают большее значение социальному престижу, связанному с известностью места, где они провели свои отпуска, чем качеству самого отпуска.
В качестве общей стратегии существуют два варианта действий в отношении передвижения людей. Первый состоит из действий в зонах, поставляющих туристов, где с помощью рекламы предпринимается попытка создать спрос на новые места назначения. Этот вариант особенно применим к местам назначения, расположенным в слаборазвитых зонах.
Вторым вариантом является создание мест назначения вдоль основных туристских маршрутов.
Этот наиболее непосредственный вариант воздействия на туристские потоки не исключает необходимости активной рекламной деятельности на туристских рынках. Характер нового места назначения, которое предназначено для понижения насыщенности в традиционном месте назначения, может быть аналогичен характеру традиционного места назначения, например создание новых лыжных трасс рядом с уже достигшими насыщенности зимними курортами.
Отклик на новые виды спроса. Все формы стратегии развития новых мест туристского назначения основываются на двух главных идеях: а) модели, которые успешно реализовыва-лись в прошлом, не являются гарантией успеха нового места назначения; б) новое место назначения следует развивать таким образом, чтобы оно могло гибко реагировать на изменения, которые могут произойти на рынке. В основе этих двух идей лежит один и тот же фактор: постоянные перемены в спросе.
Таким образом, новые места назначения должны соответствовать переменам в спросе и мотивах поездок, которые традиционные места назначения не могут удовлетворить в достаточной степени; нужно делать упор на мотивах туристского, культурного характера, организации отдыха, желании отдельных лиц вновь открыть прелести сельской жизни, движении «обратно к природе» и т. д.