Межпредметные связи в преподавании экономики

Образовательная область «Экономика» опирается на интеграцию экономических знаний в общем комплексе изучаемых в школе предметов. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, географии, информатике, математике и другим общеобразовательным предметам. Одновременно включение экономических знаний в программы большинства школьных курсов способствует углублению процесса познания и подготовке учащихся к жизни и труду в условиях рыночной экономики.

В курсе «Человек и общество» предполагает наличие таких содержательных линий: материально-производственная и трудовая деятельность человека, экономическое развитие современной цивилизации, экономика и ее роль в жизни современного общества, рыночные отношения в современной экономике, научно-технический прогресс и материальное производство, человек в системе экономических отношений.

Курс экономической и социальной географии посвящен экономике России (9 класс). В первой части этого курса рассматриваются понятия «экономика», состав народного хозяйства России, его отраслевая структура, уровень развития, межотраслевые связи, социально-демографические проблемы. Вторая часть курса посвящена региональным особенностям экономики и факторам, влияющим на ее развитие. В процессе изучения экономики России и ее регионов учащиеся учатся использовать статистические данные для характеристики экономических вопросов и анализируют их. Тем не менее , в содержание курса экономической и социальной географии России не в полной мере отвечает требованиям экономической подготовки школьников, особенно проблемами макроэкономики.

Весомый вклад в экономическую подготовку школьников может внести и курс отечественной истории, в котором большое внимание уделяется изменениям в экономике России, происшедшим, как в дореволюционный период, так и в советские годы. Как и в курсе географии, в нем используется и анализируется статистический материал. Однако в последнее время в курсе отечественной истории усилилась культурологическая направленность, в ряде случаев, к сожалению, за счет сокращения экономических вопросов, что едва ли правильно.

Экономическая проблематика входит и в курс правоведения, где в целом ряде разделов рассматриваются правовые аспекты экономики (права человека, в том числе право на труд, право собственности, обеспечение прав). Российский фонд правовых реформ в проекте «Правовое образование в школе» разработано пособие для школьников «Право и экономика» (авторы Кашина Т.В., Кашин А.В.), а также методическое пособие для учителей по данному курсу. Пособие дает систему знаний о том, как право регулирует экономическую жизнь нашей страны. Пособие рассчитано на изучение в 10-11 классах школ, гимназий, лицеев гуманитарного профиля. Данное пособие может быть использовано абитуриентами при подготовке к поступлению в юридические вузы.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В нашей стране создана ситуация, когда учитель математики знакомит учащихся с дифференциальным и интегральным исчислением, а о рыночной экономике, ее законах и элементарных экономических расчетах учащиеся не имеют ни малейшего представления. Для математиков проблема интеграции с экономикой состоит в разработке экономического содержания основных тем программы курса алгебры и геометрии в 8 -11 классах. В первую очередь претензии учителей-экономистов предъявляются к учителям математике за оторванность их курсов от экономического содержания.

Наиболее тесно экономика переплетается с содержательными линиями образовательной области «Технология». В программе изучения «технологии» предусмотрены следующие содержательные линии: экономика семейного хозяйства, основы предпринимательской деятельности, условия продуктивности трудовой деятельности, овладение общетрудовыми и специальными умениями, культурой труда, технология создает предметную основу для практического применения экономических знаний и умений. Так программа общеобразовательных учреждений «технология» включает в себя раздел «Основы предпринимательства», изучаемый в 10 классах, на который отведено 18 часов. Учащиеся также выполняют 10 проектов, в которых обязательна экономическая часть, и к которой предъявляются следующие экономические и маркетинговые критерии: а) потребность в данном изделии на рынке; б) возможность массового производства, в) себестоимость проекта, г) уровень продажной цены, д) целесообразный вид рекламы.

Вместе с тем необходим специальный курс, выделяющий основные параметры, принимаемые в качестве государственной нормы экономической образованности. Данный курс должен учитывать реальные возможности личности, состояние социокультурной среды, дающей целостное представление об экономической системе, производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Наши рекомендации