Тема 5. Валовой доход торгового предприятия
1. Сущность и источники образования валового дохода
ВД – показатель, характеризующий финансовый результата хозяйственной деятельности торгового предприятия и определяемый как превышение выручки от реализации товаров и услуг (без НДС) над затратами по их приобретению за определённый период времени; разница между продажной и покупной стоимостью товаров.
ВД от реализации создаётся за счёт торговых надбавок на реализуемую продукцию.
ВД как экономическая категория представляет собой часть розничной цены на товар, которая предназначается для покрытия ИО и образования прибыли.
Функции ВД:
1) является источником образования прибыли;
2) является источником возмещения издержек обращения;
3) является источником пополнения собственных оборотных средств;
4) ВД является источником поступления средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
2. Показатели валового дохода и факторы на него влияющие
ВД исчисляется двумя основными показателями: абсолютной суммой (в рублях) и уровнем.
1) абсолютная сумма – это сумма реализованных торговых надбавок
ИО – сумма издержек обращения торгового предприятия;
П – размер прибыли торгового предприятия.
2) уровень ВД характеризует удельным весом ВД в общем объёме ОРТ; или сумму ВД, приходящуюся на 100 руб. ОРТ
На величину и уровень ВД оказывают влияние внутренние и внешние факторы:
К внутренним, зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:
· Объём и ассортиментная структура ОРТ. При увеличении ОРТ растёт сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса ВД.
· Средний уровень торговой надбавки (ВД). В рыночных условиях торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству видов продукции и товаров. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объёме доходов (в случае низкой надбавки), а с другой – сохранить цены на конкурентно способном уровне (если надбавка достаточно высока);
· Выбор поставщика и условия продажи товаров. Правильный выбор поставщика определяет цену поставки сырья и товаров, их качество, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность поставок, что обеспечивает стабильность и прибыльность работы предприятия торговли;
· Количество и качество дополнительных услуг. Профиль предприятия и профессионализм руководства предопределяет количество и широту предоставления дополнительных услуг. Платные дополнительные услуги увеличивают сумму ВД, однако, косвенное влияние бесплатных консультаций, привлекающих покупателей, оказывается значительно весомее.
К внешним, не зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:
- политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских %% за пользование кредитом, арендных ставок, транспортных тарифов;
- конкуренция на рынке потребительских товаров;
- уровень закупочных цен на товары;
- уровень доходов населения;
- соотношение спроса и предложения;
- территориальное положение и др.
Тема 6. Прибыль и рентабельность – основные показатели