Государственное регулирование рынка труда

Государство может приводить на рынке труда политику двух типов - пас­сивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией систе­мы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки без­работных и членов их семей. Именно такая политика главным образом про­водится на сегодняшний день в России.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономи­ки. Её цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой дея­тельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратить­ся за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при про­ведении в жизнь активной политики государство является партнером как ра­ботника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей се­мьи, так и предпринимателя - потенциального работодателя. Партнерство го­сударства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим ра­бочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, сред­ний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уро­вень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, само­стоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также раз­витие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимате­лей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства - обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структур­ными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффектив­ных методов её регулирования.

Когда мы говорим о государственном регулировании рынка труда, то име­ем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок тру-

да. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключает­ся в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятель­ности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высво­бождаемых работников. Основными-^»

—^ направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незаня­тых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспече­ния, а также трудоустройство^ подготовка и переподготовка кадров.

Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей си­лы, тем более что в большинстве регионов страны оплата труда крайне низка и находится в большом отрыве от её реальной стоимости. Региональные раз­личия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и специ­фикой предприятий (стратегически важные объекты, убыточные предпри­ятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой -происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избы­точной численности работников, при этом повышение спроса на персонал приводит к дефициту труда.

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необ­ходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной эко­номике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию сле­дующих факторов:

1) Фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя со­
стояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-
технического прогресса. Ранее мы уже говорили о том, что интенсивное
развитие НТП одновременно с увеличением производительности труда
приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифициро­
ванных профессий, т.е. превышению предложения над спросом рабочей
силы;

2) Фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в
себя демографические процессы, мотивационные личностные потребно­
сти, миграционные процессы ( о которых упоминалось выше) и особенно­
сти трудовой экономической активности социально-демографических
групп населения;

3) Фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка
труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных ор­
ганов по его регулированию.

Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организа­ции труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы. Тем самым стиму­лируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д.

В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (умень­шающие) как спрос. Так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного со­ответствия.

По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулиро­вания. К первой группе относят государственное субсидирование и стимули­рование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занято­сти и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по ка­кой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулиро­вание демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны на­ходится на спаде.

По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населе­нию.

По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные - направ­ленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьше­ние (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы фи­нансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов го­сударственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулировани­ем занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безра­ботице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отда­ленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий

момент работают граждане. И этим пользуются недобросовестные лица, склонные к мошенничеству. В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Один из студентов дневного отделения государственного вуза, располо­женного в г. Москве, в 2002 г. Пришел в государственную службу занятости по месту своего жительства. Представив аттестат зрелости, он написал заяв­лении, что он нигде не учится, не работает и желает получить профессию во­дителя. Доверчивые и сострадательные сотрудники центра занятости опреде­лили молодого человека (кстати, получающего от государства стипендию, хотя и невысокую) на курсы вождения автомобиля и стали выплачивать ему пособие по безработице в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). После окончания курсов студент сдал экзамены, получил водитель­ские права и был направлен на работу на те предприятия, которые подавали заявки в службу занятости о вакансиях водителей. Трижды отказавшись от работы водителя и принеся в службу занятости отказ от работодателей в письменном виде, что , по-видимому, соответствовало не только его жела­нию, но и желанию работодателей, он был лишен пособия по безработице на месячный срок. После чего он снова стал получать пособие и был отправлен, опять-таки по его желанию, на трехмесячные курсы оператора ЭВМ. Затем история снова повторилась. Когда его спросили, в институте один ли он та­кой, студент ответил, что очень многие заинтересованные в службе занятости люди просто пользуются возможностью даром получить блага от государст­ва. Конечно, материальное положение студентов трудное, стипендия у них очень маленькая и прожить на неё невозможно. Но большинство студентов стремятся занять активную жизненную позицию и уже в студенческие годы работать в соответствии с выбранной ими специальностью, по которой они обучаются. Этот же человек предпочел получать пускай небольшие деньги, но таким способом, права на который он не имеет, так как является студен­том очного отделения вуза.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что государственная по­литика в вопросах регулирования рынка труда не всегда эффективна.

Если бы существовала локальная (в рамках региона) база данных хотя бы выпускников школ и колледжей, т.е. лиц, впервые вступивших на рынок тру­да, по которой представители различных ведомств, в том числе и центров за­нятости, военкоматов, органов внутренних дел, могли бы отслеживать заня­тость молодых людей, то подобная ситуация, приводящая к нецелевому ис­пользованию государственных финансовых средств, была бы невозможна. При этом необходимо в законодательном порядке определить, что любые предприятия или вузы, принимающие на работу (учебу) таких лиц, военко­маты, призывающие в территориальную службу занятости, а та в свою оче­редь рассылать эти сведения по центрам, находящимся по месту регистрации данных лиц. Собственно говоря, такая система действует в налогообложении. Предприятия подают декларацию о начислении и уплате НДФЛ на своих ра­ботников за прошедший год в налоговую инспекцию, к которой предприятие относится в соответствии со своим юридическим адресом, а та рассылает эти сведения инспекциям по месту регистрации работников.

Такую же систему следует ввести для учета и контроля занятости не толь­ко молодых людей, а в перспективе и для всех лиц трудоспособного возраста. Наряду с этим надо в законодательном порядке обязать работодателей, па­дающих заявки об имеющихся у них вакансиях, принимать на работу лиц, направленных службой занятости. По сути дела, это другая сторона медали -предприятия делают вид, что сотрудничают с органами регулирования заня­тости, получают от них какие-либо льготы, но не выполняют своих обяза­тельств.

Эту ситуацию необходимо в корне переломить, иначе говорить о повыше­нии эффективности экономики труда невозможно. Совершенствование ры­ночных отношений в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских усло­виях необходим переход от преимущественно пассивной политики государ­ства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.

Контрольные вопросы

1. Что такое экономический цикл?

2. Какие показатели экономических циклов вы знаете?

3. Каковы основные типы экономических циклов?

4. Что такое кризис?

5. Какие существуют фазы экономического цикла?

6. В чем сущность длинноволновых циклов Н. Кондратьева?

7. Что такое инфляция и каковы основные её причины?

8. Какие виды инфляции и инфляционных ожиданий вы знаете?

9. Каковы последствия инфляции?

10.В чем заключается антиинфляционная политика и какие её виды вы знаете?

11.Что такое безработица? Кого называют безработными?

12.Какие виды безработицы вам известны?

13.Что показывает кривая Филлипса?

14.Какие факторы воздействуют на состояние и динамику рынка труда?

Практические задания

1. Приведите примеры различных форм безработицы в России

2. Найдите статистические данные о фактическом ВВП и уровне безработицы
за 2008, 2009 и 2010 г. Предположив, что естественный уровень безработицы
в России составляет 6% подсчитайте размер ВВП, недополученный в резуль­
тате безработицы.

3. Проанализируйте характер кризиса, разразившегося в России в 1990-е г.

4. Определите, на какой стадии цикла находится экономика развитых стран в
настоящее время.

Наши рекомендации