Технологія моделювання стану економічної безпеки підприємства
Структурування рівнів економічної безпеки підприємства необхідно здійснювати виділенням квадрантів на перетині результатів діяльності підприємства та його здатностей, рис. 4.1.
Рис . 4.1 . Структурирование уровней экономической безопасности предприятия
Первый квадрант характеризуется низким уровнем финансово -экономической безопасности предприятия . Предприятие имеет возможность только противостоять угрозам , которые появляются , а не предусматривать их , и адаптироваться к изменениям внешней среды . Стабильность и непрерывность производственной деятельности не гарантирует получение прибыли , а может привести к затоваривание готовой продукцией.
На пересечении способности предприятия к адаптации и стабильности и непрерывности производственной деятельности формируется второй уровень финансово -экономической безопасности предприятия . На этом уровне предприятие способно предвидеть угрозы , которые могут появиться и адаптироваться как к негативным изменениям внешней и внутренней среды , так и к положительным . Но не наблюдается значительных коммерческих результатов . Здесь больше проявляется социальный эффект , что связано с непрерывностью функционирования и сохранения рабочих мест.
Третий уровень финансово -экономической безопасности характеризует предприятие , у которого обнаружены способности к постоянному развитию , но это не означает , что предприятие развивается именно в этот период. Предприятие с таким уровнем имеет потенциал к развитию. Попадание в этот квадрант может быть связано с прохождением переподготовки персонала , приобретением новой технологической линии. Между получением способности к развитию и самим процессом развития проходит некоторый временной лаг , на котором сейчас находится исследуемое предприятие .
Четвертый уровень связан с началом достижения результата финансово - экономической устойчивости , то есть имеется в виду , хотя бы покрытие предприятием всех своих расходов.
Пятый квадрант является индикатором способности предприятия адаптироваться к изменениям и при этом со значительной скоростью восстанавливать свою финансово - экономическую устойчивость . На таком предприятии почти всегда команда менеджеров работает на высоком профессиональном уровне и сможет с достаточным уровнем активности отреагировать на изменения во внешней экономической обстановке.
Шестой уровень финансово -экономической безопасности свидетельствует начало процессов развития предприятия после достижения им нормального типа финансовой устойчивости . Менеджмент предприятия работает не только оперативно , но и креативно , что является основой его развития .
Предприятие , которое находится на седьмом уровне , можно назвать совершающим отличную реализацию посредственной стратегии , это свидетельствует об эффективности использования ресурсов , но такое предприятие не разрабатывает эффективной долгосрочной стратегии и работает без наращивания потенциала , то есть может только противостоять угрозам , которые возникают. Предприятия , попавшие в восьмого уровня , характеризуются средним уровнем накопления потенциала и уровнем результатов деятельности . Девятый высокий уровень финансово -экономической безопасности предприятия соответствует достигнутым предприятием высоким результатам его деятельности и высоком накоплению его потенциала . У предприятия в этом случае зафиксировано высокие способности к развитию и высокая эффективность использования ресурсов .
Способность предприятия к постоянному развитию определяется либо тем , что предприятие находится на высоком уровне экономической безопасности , или перешло со среднего до высокого уровня. В этом случае можно утверждать , что на предприятии проводится стратегическое управление экономической безопасностью
Способность исследуемого предприятия к адаптации формируется при условии постоянного нахождения предприятия на среднем уровне экономической безопасности или при переходе с низкого до среднего уровня и закрепления на этой позиции. Это характеризует тактическое управление экономической безопасностью предприятия .
Способность предприятия только противостоять угрозам , которые возникают , а не предупреждать их определяется , когда предприятие постоянно находится на низком уровне экономической безопасности или постоянно и бессистемно мигрирует из кластера в кластер. Предприятие занимается только оперативным управлением экономической безопасности только в случаях появления внутренних и внешних угроз.
Тема 5 . Внедрение инноваций в систему обеспечения финансово -экономической безопасности предприятия
5.1 . Инновации как предпосылка стратегического развития предприятия
Рассмотрение проблематики стратегического управления инновационным развитием предприятия , всесторонняя характеристика особенностей невозможны без исторического подхода и , прежде всего , определение инновационного развития предприятия как экономической категории . Ориентация украинских предприятий на освоение новых товаров (услуг ) обусловлена изменениями внешней среды и , прежде всего , действием кризиса , усилением конкуренции .
В таких условиях одной из основных составляющих жизнедеятельности предприятий становится способность находить , разрабатывать , производить , выводить на рынок и проталкивать товары ( услуги) с новыми потребительскими качествами , то есть действовать инновационно . Поэтому целесообразно рассматривать инновационное развитие предприятия как систему мер непрерывной адаптации субъектов хозяйствования к постоянным изменениям условий внешней среды (потребителей , поставщиков , конкурентов , экономической конъюнктуры , научно -технического прогресса и т.п. ) .
В течение последних десятилетий необходимость инновационного развития субъектов хозяйствования была обусловлена действием следующих факторов:
1 . усиление конкуренции в условиях отсутствия дефицита товаров (услуг ) провоцирует нецелесообразности выпуска продукции , не соответствующей потребностям потребителей и , преимущества ( особое качество ) которой никто не оценил ;
2 . рост темпов научно -технического прогресса приводит к быстрому обновлению ассортимента продукции, поскольку запросы потребителей становятся все более индивидуализированными , а рынки все более разнообразными по своей структуре ;
3 . растущая дифференциация доходов , а отсюда и запросов потребителей , вызывает рост специализации и снижение серийности производства многих товаров ;
4 . все чаще субъекты хозяйствования выбирают инновационный путь развития , доля инноваций в общем объеме получаемой прибыли неуклонно растет ;
5 . рост влияния иностранных товаропроизводителей , что обуславливает
6 . необходимость адаптации отечественных предприятий к условиям , которые коренным образом изменились и продолжают постоянно изменяться .
Системное действие вышеуказанных факторов обусловливает необходимость инновационного развития субъектов хозяйствования , а именно непрерывно разрабатывать , производить , выводить на рынок и проталкивать на нем товары с новыми потребительскими качествами , товары ориентированы на удовлетворение существующих потребностей , но новыми нетрадиционными способами.
Новые условия хозяйствования требуют принципиально новых подходов к планированию и организации производства , снабжения, сбыта , основанные на всестороннем маркетинговом многофакторном анализе рынка . Итак , целью такого анализа является выявление существующих рыночных возможностей инновационного развития , а именно адаптация имеющегося потенциала субъекта хозяйствования к изменениям внешней среды . Таким образом, управление инновационным развитием осуществляется на нескольких уровнях: уровне государства , уровне региона или отрасли , уровне конкретного субъекта хозяйственной деятельности .
Инновационное развитие предприятия - это процесс хозяйствования , опирающейся на непрерывные поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятия в меняющихся условиях внешней среды , в рамках выбранной миссии и принятой мотивации деятельности и который связан с модификацией существующих и формированием новых рынков сбыта [ 65 , с.110 ] .
Предприятие на основе инновационного развития предусматривает функционирование в соответствии со следующими принципами : адаптивность ; динамичность ; самоорганизация ; саморегуляция ; саморазвитие.
По таким же принципам должна функционировать и система управления инновационным развитием субъектов хозяйствования . Управление инновационным развитием на микроуровне предполагает непрерывную , последовательную разработку и вывод на рынок новаций с целью обеспечения длительного выживания и устойчивого развития в конкурентной среде .
Инновационное развитие конкретного предприятия влияет на состояние рынка в целом , об этом свидетельствует обратная связь между внешней средой и предприятием. Субъектом управления инновационным развитием является руководство предприятия : руководители структурных подразделений . Объектом управления инновационным развитием является процесс инновационного развития , который реализуют работники подразделений предприятия .
5.2 . Классификация инноваций . Функции инновационной системы
Основой технологического прогресса , как известно , является технико - технологические инновации , которые проявляются в форме новых продуктов , технологии их изготовления и средствах производства . В литературе по вопросам инновационного менеджмента рассматриваются инновации по различным признакам . В зависимости от глубины вносимых изменений в новации производства выделяют следующие: радикальные ( принципиально революционные изменения ) улучшающие ( совершенствуя ) модификационные (частичные улучшения , изменения ) .
Инновации присущи следующие основные признаки: научно - техническая новизна , способность инновации к материализации в новые совершенные виды промышленной продукции , средства и предметы труда , технологии и организации производства , способность к коммерциализации самой инновации и / или результатов ее внедрения.
Большинство ученых классифицируют инновации по следующим признакам :
1 ) по технологическим параметрам: продуктовые ( новые продукты ) , процессные ( новые технологии , методы управления , организационные формы) ,
2 ) по новизне (масштаб новизны инновации ) : новые для отрасли в мире , новые для отрасли в стране , новые для предприятия ,
3) в зависимости от глубины изменений : радикальные , ординарные (изобретения , новые решения ) , модифицирующих
4 ) за адресатом инноваций: для производителя , для потребителя , для общества в целом ,
5 ) по сфере применения : в сфере науки , в сфере образования , управленческие , организационные , социальные , промышленные ,
6 ) по месту на предприятии: инновации на входе , инновации на выходе , инновации системной структуры .
Исходя из опыта конкретных предприятий , инновационной деятельности можно рассматривать как одно из основных средств их адаптации к постоянным изменениям условий внешней среды .
Первая функция инновационной системы - усиление эффективности инновационного процесса . Системе нужно проталкивать отличные идеи от концепции к коммерциализации с максимальной скоростью и минимальным использованием ресурсов. Эта функция особенно важна для инкрементной инновации , где соблюдение определенного набора шагов к принятию решений ускоряет выпуске нового продукта на рынок и увеличивает рентабельность инвестированных ресурсов . Эту функцию можно сравнить с функцией систем в производстве , которые кодифицированы стадии процесса ( в соответствии с расходов , скорости , качества) для повышения производительности. Инновационные системы не столь детализированы и структурированные , как системы сборочной линии , где стандартные рабочие процедуры диктуют действия каждого человека. Инновационные системы ( даже те , в которых эффективность является на первом месте ) оставляют место для маневрирования команды.
Вторая функция инновации - создание соответствующих линий связи внутри компании с внешними контрагентами , поскольку инновационная команда требует специализированных знаний из других подразделений организации . Команда по развитию технологий, работает над новым продуктом , должна знать желания клиентов и необходимые характеристики продукта. Это будет направлять и ориентировать их усилия. Производственная команда должна информировать команду по развитию технологий о том , что является практичным и рентабельным в связи с производством новых продуктов. Кроме того , производственная команда должна знать , какие части их системы следует изменить. Информация о развитии инновации и ее последствия должна распространяться и использоваться по всей организации , а также внешними партнерами , задействованными в инновации.
Функция инновационной системы - координация между инновационными проектами и командой с минимальными усилиями . Примером координационного системы является план, позволяющий параллельную работу над проектами с минимальным уровнем коммуникации .
Четвертая функция - обучение . Системы устанавливают дисциплину для управления знаниями , постоянно создаются в процессе инновации . Системы могут собирать информацию о производительности инновации протяжении всего периода существования инициативы ( от идеи до коммерциализации ) и передавать ее инновационной группе или руководству . Информацию можно использовать для выявления проблем и возможных улучшений. И , что важнее всего , обучение улучшает понимание самого инновационного процесса . Инновационные системы подобно программного обеспечения периодически выпускают новые версии , которые совершенствуют предыдущие версии. Система для сбора и кодирования знаний делает этот процесс возможным , а также накапливается знания о бизнес- модели , технологии и возможности , которые уже выявлены , но не могут быть использованы в рамках текущего проекта . Знания могут быть важны не только для текущего проекта , но и для будущих . Знание необходимо хранить для того , чтобы принести пользу организации и повышать конкурентное преимущество. Часто говорят : «Если бы ваша компания знала то , что знает наше предприятие , у вас бы не было многих проблем».
Пятая функция инновации заключается в синхронизации целей различных контрагентов. Персонал всей организации должен понимать стратегию предприятия и ее последствия для всей деятельности . По мере того как компания становится больше , высшее руководство не может полагаться на неформальные социальные взаимодействия как способ достижения такой синхронизации понимание и поведения . Инновационные системы также согласовывают цели организации с личными целями. Информация об эффективности инновации должна быть распространена и доривнена целям инновации . Это позволит персоналу организации оценить , как их действия согласовываются с инновационными целями организации . Если эффективность не соответствует целям , то выделяется время на анализ систематической причины несоответствия. Это обеспечивает рабочим лучшее понимание связей между инновационной стратегией и ее оперативным контекстом. Системы также укрепляют оптимально индивидуальную и групповую поведение для поощрения оптимальной эффективности инновации через хорошо спланированные системы поощрений и вознаграждений .
Термины « инновация » и « инновационный процесс» очень близки , но разными по содержанию. Инновационный процесс - это подготовка и осуществление инновационных изменений . Инновационный процесс включает в себя несколько взаимосвязанных фаз : создание (изобретение ), освоение и распространение инноваций . Целью инновационного процесса является повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обновления технологии , товаров , управления и других составляющих организационной системы .
В обобщенном виде модель инновационного процесса включает следующие этапы . В состав инновационного процесса входят следующие элементы , объединение которых в единую цепь образует структуру инновационного процесса :
• инициация - деятельность , которая заключается в выборе цели инновации , постановке задачи , выполняемой инновацией ; поиска идеи инновации , ее технико- экономическом обосновании и в материализации идеи ( подразумевается преобразование идеи в вещи , то есть в имущество , новый продукт , в документ имущественного права - лицензию на право использования ноу - хау технологии) ;
• маркетинг инновации : определение спроса на новый продукт или операцию , определения количества или объема выпуска , если они определяют потребительские качества и товарные характеристики;
• выпуск (производство ) инноваций;
• реализация инноваций;
• продвижения инноваций ( комплекс мероприятий , направленных на реализацию инноваций: передача информации , реклама , организация торгового процесса и т.п. ;
• оценка экономической эффективности инновации (результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение систематизируются и анализируются ) ;
• диффузия инновации : распространение уже освоенной инновации в новых регионах и новой финансово - экономической ситуации.
В теории инновационного менеджмента принято выделять три логические формы инновационного процесса :
• простой внутренне организационный ( натуральный ) ;
• простой межорганизационный ( товарный) ;
• расширен.
Простой внутренне организационный инновационный процесс предполагает создание и применение новизны внутри одной и той же организации . В этом случае новизна не принимает непосредственно товарной формы , то есть не может быть продано не покупается.
При простом межорганизационный инновационном процессе новизна становится предметом купли -продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создания и производства новизны от функции ее потребления.
Расширенный инновационный процесс предполагает возникновение новых производителей нововведения , нарушая монополию новатора - пионера , что из-за конкуренции способствует совершенствованию потребительских качеств созданного товара .
5.3 . Факторы влияния на инновационное развитие предприятия
Важным направлением изучения инновационных процессов является определение факторов (экономических , технологических , политических , правовых , организационно - управленческих , социально - психологических , демографических , культурных ) , которые способствуют или препятствуют инновационному развитию предприятия .
Действие факторов , влияющих на развитие инновационных процессов , представлена в табл . 5.1 .
Таблица 5.1
Факторы , влияющие на развитие инновационных процес сов
Фактори, що перешкоджають інноваційній діяльності | Фактори, що сприяють інноваційній діяльності | |
Дефіцит коштів для фінансування інноваційних проектів, слабкість матеріальної й науково-технічної бази і застаріла технологія, відсутність резервних потужностей, інтереси поточного виробництва | Наявність резерву фінансових, матеріально-технічних коштів, прогресивних технологій, наявність необхідної науково-технічної інфраструктури | |
Політичні, правові | Обмеження з боку антимонопольного, податкового, амортизаційного, патентно-ліцензійного законодавства | Законодавчі заходи (особливо пільги), що заохочують інноваційну діяльність, державна підтримка інновацій |
Соціально-психологічні, демографічні, культурні | Опір змінам, які можуть викликати такі наслідки, як зміна статусу, необхідність пошуку нової роботи, порушення стереотипів поводження, сформованих традицій, страх невизначеності, побоювання покарань за невдачу, опір всьому новому, що надходить з зовні | Моральне заохочення, суспільне визнання, забезпечення можливостей самореалізації, збільшення творчої праці, нормальний психологічний клімат у трудовому колективі |
Побудительные мотивы к созданию и предложения инновации в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями и внешние мотивы инновационной активности, которые, в основном, обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности).