Технологія моделювання стану економічної безпеки підприємства

Структурування рівнів економічної безпеки підприємства необхідно здійснювати виділенням квадрантів на перетині результатів діяльності підприємства та його здатностей, рис. 4.1.

Рис . 4.1 . Структурирование уровней экономической безопасности предприятия

Первый квадрант характеризуется низким уровнем финансово -экономической безопасности предприятия . Предприятие имеет возможность только противостоять угрозам , которые появляются , а не предусматривать их , и адаптироваться к изменениям внешней среды . Стабильность и непрерывность производственной деятельности не гарантирует получение прибыли , а может привести к затоваривание готовой продукцией.

На пересечении способности предприятия к адаптации и стабильности и непрерывности производственной деятельности формируется второй уровень финансово -экономической безопасности предприятия . На этом уровне предприятие способно предвидеть угрозы , которые могут появиться и адаптироваться как к негативным изменениям внешней и внутренней среды , так и к положительным . Но не наблюдается значительных коммерческих результатов . Здесь больше проявляется социальный эффект , что связано с непрерывностью функционирования и сохранения рабочих мест.

Третий уровень финансово -экономической безопасности характеризует предприятие , у которого обнаружены способности к постоянному развитию , но это не означает , что предприятие развивается именно в этот период. Предприятие с таким уровнем имеет потенциал к развитию. Попадание в этот квадрант может быть связано с прохождением переподготовки персонала , приобретением новой технологической линии. Между получением способности к развитию и самим процессом развития проходит некоторый временной лаг , на котором сейчас находится исследуемое предприятие .

Четвертый уровень связан с началом достижения результата финансово - экономической устойчивости , то есть имеется в виду , хотя бы покрытие предприятием всех своих расходов.

Пятый квадрант является индикатором способности предприятия адаптироваться к изменениям и при этом со значительной скоростью восстанавливать свою финансово - экономическую устойчивость . На таком предприятии почти всегда команда менеджеров работает на высоком профессиональном уровне и сможет с достаточным уровнем активности отреагировать на изменения во внешней экономической обстановке.

Шестой уровень финансово -экономической безопасности свидетельствует начало процессов развития предприятия после достижения им нормального типа финансовой устойчивости . Менеджмент предприятия работает не только оперативно , но и креативно , что является основой его развития .

Предприятие , которое находится на седьмом уровне , можно назвать совершающим отличную реализацию посредственной стратегии , это свидетельствует об эффективности использования ресурсов , но такое предприятие не разрабатывает эффективной долгосрочной стратегии и работает без наращивания потенциала , то есть может только противостоять угрозам , которые возникают. Предприятия , попавшие в восьмого уровня , характеризуются средним уровнем накопления потенциала и уровнем результатов деятельности . Девятый высокий уровень финансово -экономической безопасности предприятия соответствует достигнутым предприятием высоким результатам его деятельности и высоком накоплению его потенциала . У предприятия в этом случае зафиксировано высокие способности к развитию и высокая эффективность использования ресурсов .

Способность предприятия к постоянному развитию определяется либо тем , что предприятие находится на высоком уровне экономической безопасности , или перешло со среднего до высокого уровня. В этом случае можно утверждать , что на предприятии проводится стратегическое управление экономической безопасностью

Способность исследуемого предприятия к адаптации формируется при условии постоянного нахождения предприятия на среднем уровне экономической безопасности или при переходе с низкого до среднего уровня и закрепления на этой позиции. Это характеризует тактическое управление экономической безопасностью предприятия .

Способность предприятия только противостоять угрозам , которые возникают , а не предупреждать их определяется , когда предприятие постоянно находится на низком уровне экономической безопасности или постоянно и бессистемно мигрирует из кластера в кластер. Предприятие занимается только оперативным управлением экономической безопасности только в случаях появления внутренних и внешних угроз.

Тема 5 . Внедрение инноваций в систему обеспечения финансово -экономической безопасности предприятия

5.1 . Инновации как предпосылка стратегического развития предприятия

Рассмотрение проблематики стратегического управления инновационным развитием предприятия , всесторонняя характеристика особенностей невозможны без исторического подхода и , прежде всего , определение инновационного развития предприятия как экономической категории . Ориентация украинских предприятий на освоение новых товаров (услуг ) обусловлена ​​изменениями внешней среды и , прежде всего , действием кризиса , усилением конкуренции .

В таких условиях одной из основных составляющих жизнедеятельности предприятий становится способность находить , разрабатывать , производить , выводить на рынок и проталкивать товары ( услуги) с новыми потребительскими качествами , то есть действовать инновационно . Поэтому целесообразно рассматривать инновационное развитие предприятия как систему мер непрерывной адаптации субъектов хозяйствования к постоянным изменениям условий внешней среды (потребителей , поставщиков , конкурентов , экономической конъюнктуры , научно -технического прогресса и т.п. ) .

В течение последних десятилетий необходимость инновационного развития субъектов хозяйствования была обусловлена ​​действием следующих факторов:

1 . усиление конкуренции в условиях отсутствия дефицита товаров (услуг ) провоцирует нецелесообразности выпуска продукции , не соответствующей потребностям потребителей и , преимущества ( особое качество ) которой никто не оценил ;

2 . рост темпов научно -технического прогресса приводит к быстрому обновлению ассортимента продукции, поскольку запросы потребителей становятся все более индивидуализированными , а рынки все более разнообразными по своей структуре ;

3 . растущая дифференциация доходов , а отсюда и запросов потребителей , вызывает рост специализации и снижение серийности производства многих товаров ;

4 . все чаще субъекты хозяйствования выбирают инновационный путь развития , доля инноваций в общем объеме получаемой прибыли неуклонно растет ;

5 . рост влияния иностранных товаропроизводителей , что обуславливает

6 . необходимость адаптации отечественных предприятий к условиям , которые коренным образом изменились и продолжают постоянно изменяться .

Системное действие вышеуказанных факторов обусловливает необходимость инновационного развития субъектов хозяйствования , а именно непрерывно разрабатывать , производить , выводить на рынок и проталкивать на нем товары с новыми потребительскими качествами , товары ориентированы на удовлетворение существующих потребностей , но новыми нетрадиционными способами.

Новые условия хозяйствования требуют принципиально новых подходов к планированию и организации производства , снабжения, сбыта , основанные на всестороннем маркетинговом многофакторном анализе рынка . Итак , целью такого анализа является выявление существующих рыночных возможностей инновационного развития , а именно адаптация имеющегося потенциала субъекта хозяйствования к изменениям внешней среды . Таким образом, управление инновационным развитием осуществляется на нескольких уровнях: уровне государства , уровне региона или отрасли , уровне конкретного субъекта хозяйственной деятельности .

Инновационное развитие предприятия - это процесс хозяйствования , опирающейся на непрерывные поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятия в меняющихся условиях внешней среды , в рамках выбранной миссии и принятой мотивации деятельности и который связан с модификацией существующих и формированием новых рынков сбыта [ 65 , с.110 ] .

Предприятие на основе инновационного развития предусматривает функционирование в соответствии со следующими принципами : адаптивность ; динамичность ; самоорганизация ; саморегуляция ; саморазвитие.

По таким же принципам должна функционировать и система управления инновационным развитием субъектов хозяйствования . Управление инновационным развитием на микроуровне предполагает непрерывную , последовательную разработку и вывод на рынок новаций с целью обеспечения длительного выживания и устойчивого развития в конкурентной среде .

Инновационное развитие конкретного предприятия влияет на состояние рынка в целом , об этом свидетельствует обратная связь между внешней средой и предприятием. Субъектом управления инновационным развитием является руководство предприятия : руководители структурных подразделений . Объектом управления инновационным развитием является процесс инновационного развития , который реализуют работники подразделений предприятия .

5.2 . Классификация инноваций . Функции инновационной системы

Основой технологического прогресса , как известно , является технико - технологические инновации , которые проявляются в форме новых продуктов , технологии их изготовления и средствах производства . В литературе по вопросам инновационного менеджмента рассматриваются инновации по различным признакам . В зависимости от глубины вносимых изменений в новации производства выделяют следующие: радикальные ( принципиально революционные изменения ) улучшающие ( совершенствуя ) модификационные (частичные улучшения , изменения ) .

Инновации присущи следующие основные признаки: научно - техническая новизна , способность инновации к материализации в новые совершенные виды промышленной продукции , средства и предметы труда , технологии и организации производства , способность к коммерциализации самой инновации и / или результатов ее внедрения.

Большинство ученых классифицируют инновации по следующим признакам :

1 ) по технологическим параметрам: продуктовые ( новые продукты ) , процессные ( новые технологии , методы управления , организационные формы) ,

2 ) по новизне (масштаб новизны инновации ) : новые для отрасли в мире , новые для отрасли в стране , новые для предприятия ,

3) в зависимости от глубины изменений : радикальные , ординарные (изобретения , новые решения ) , модифицирующих

4 ) за адресатом инноваций: для производителя , для потребителя , для общества в целом ,

5 ) по сфере применения : в сфере науки , в сфере образования , управленческие , организационные , социальные , промышленные ,

6 ) по месту на предприятии: инновации на входе , инновации на выходе , инновации системной структуры .

Исходя из опыта конкретных предприятий , инновационной деятельности можно рассматривать как одно из основных средств их адаптации к постоянным изменениям условий внешней среды .

Первая функция инновационной системы - усиление эффективности инновационного процесса . Системе нужно проталкивать отличные идеи от концепции к коммерциализации с максимальной скоростью и минимальным использованием ресурсов. Эта функция особенно важна для инкрементной инновации , где соблюдение определенного набора шагов к принятию решений ускоряет выпуске нового продукта на рынок и увеличивает рентабельность инвестированных ресурсов . Эту функцию можно сравнить с функцией систем в производстве , которые кодифицированы стадии процесса ( в соответствии с расходов , скорости , качества) для повышения производительности. Инновационные системы не столь детализированы и структурированные , как системы сборочной линии , где стандартные рабочие процедуры диктуют действия каждого человека. Инновационные системы ( даже те , в которых эффективность является на первом месте ) оставляют место для маневрирования команды.

Вторая функция инновации - создание соответствующих линий связи внутри компании с внешними контрагентами , поскольку инновационная команда требует специализированных знаний из других подразделений организации . Команда по развитию технологий, работает над новым продуктом , должна знать желания клиентов и необходимые характеристики продукта. Это будет направлять и ориентировать их усилия. Производственная команда должна информировать команду по развитию технологий о том , что является практичным и рентабельным в связи с производством новых продуктов. Кроме того , производственная команда должна знать , какие части их системы следует изменить. Информация о развитии инновации и ее последствия должна распространяться и использоваться по всей организации , а также внешними партнерами , задействованными в инновации.

Функция инновационной системы - координация между инновационными проектами и командой с минимальными усилиями . Примером координационного системы является план, позволяющий параллельную работу над проектами с минимальным уровнем коммуникации .

Четвертая функция - обучение . Системы устанавливают дисциплину для управления знаниями , постоянно создаются в процессе инновации . Системы могут собирать информацию о производительности инновации протяжении всего периода существования инициативы ( от идеи до коммерциализации ) и передавать ее инновационной группе или руководству . Информацию можно использовать для выявления проблем и возможных улучшений. И , что важнее всего , обучение улучшает понимание самого инновационного процесса . Инновационные системы подобно программного обеспечения периодически выпускают новые версии , которые совершенствуют предыдущие версии. Система для сбора и кодирования знаний делает этот процесс возможным , а также накапливается знания о бизнес- модели , технологии и возможности , которые уже выявлены , но не могут быть использованы в рамках текущего проекта . Знания могут быть важны не только для текущего проекта , но и для будущих . Знание необходимо хранить для того , чтобы принести пользу организации и повышать конкурентное преимущество. Часто говорят : «Если бы ваша компания знала то , что знает наше предприятие , у вас бы не было многих проблем».

Пятая функция инновации заключается в синхронизации целей различных контрагентов. Персонал всей организации должен понимать стратегию предприятия и ее последствия для всей деятельности . По мере того как компания становится больше , высшее руководство не может полагаться на неформальные социальные взаимодействия как способ достижения такой синхронизации понимание и поведения . Инновационные системы также согласовывают цели организации с личными целями. Информация об эффективности инновации должна быть распространена и доривнена целям инновации . Это позволит персоналу организации оценить , как их действия согласовываются с инновационными целями организации . Если эффективность не соответствует целям , то выделяется время на анализ систематической причины несоответствия. Это обеспечивает рабочим лучшее понимание связей между инновационной стратегией и ее оперативным контекстом. Системы также укрепляют оптимально индивидуальную и групповую поведение для поощрения оптимальной эффективности инновации через хорошо спланированные системы поощрений и вознаграждений .

Термины « инновация » и « инновационный процесс» очень близки , но разными по содержанию. Инновационный процесс - это подготовка и осуществление инновационных изменений . Инновационный процесс включает в себя несколько взаимосвязанных фаз : создание (изобретение ), освоение и распространение инноваций . Целью инновационного процесса является повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обновления технологии , товаров , управления и других составляющих организационной системы .

В обобщенном виде модель инновационного процесса включает следующие этапы . В состав инновационного процесса входят следующие элементы , объединение которых в единую цепь образует структуру инновационного процесса :

• инициация - деятельность , которая заключается в выборе цели инновации , постановке задачи , выполняемой инновацией ; поиска идеи инновации , ее технико- экономическом обосновании и в материализации идеи ( подразумевается преобразование идеи в вещи , то есть в имущество , новый продукт , в документ имущественного права - лицензию на право использования ноу - хау технологии) ;

• маркетинг инновации : определение спроса на новый продукт или операцию , определения количества или объема выпуска , если они определяют потребительские качества и товарные характеристики;

• выпуск (производство ) инноваций;

• реализация инноваций;

• продвижения инноваций ( комплекс мероприятий , направленных на реализацию инноваций: передача информации , реклама , организация торгового процесса и т.п. ;

• оценка экономической эффективности инновации (результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение систематизируются и анализируются ) ;

• диффузия инновации : распространение уже освоенной инновации в новых регионах и новой финансово - экономической ситуации.

В теории инновационного менеджмента принято выделять три логические формы инновационного процесса :

• простой внутренне организационный ( натуральный ) ;

• простой межорганизационный ( товарный) ;

• расширен.

Простой внутренне организационный инновационный процесс предполагает создание и применение новизны внутри одной и той же организации . В этом случае новизна не принимает непосредственно товарной формы , то есть не может быть продано не покупается.

При простом межорганизационный инновационном процессе новизна становится предметом купли -продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создания и производства новизны от функции ее потребления.

Расширенный инновационный процесс предполагает возникновение новых производителей нововведения , нарушая монополию новатора - пионера , что из-за конкуренции способствует совершенствованию потребительских качеств созданного товара .

5.3 . Факторы влияния на инновационное развитие предприятия

Важным направлением изучения инновационных процессов является определение факторов (экономических , технологических , политических , правовых , организационно - управленческих , социально - психологических , демографических , культурных ) , которые способствуют или препятствуют инновационному развитию предприятия .

Действие факторов , влияющих на развитие инновационных процессов , представлена ​​в табл . 5.1 .

Таблица 5.1

Факторы , влияющие на развитие инновационных процес сов

  Фактори, що перешкоджають інноваційній діяльності Фактори, що сприяють інноваційній діяльності
    Дефіцит коштів для фінансування інноваційних проектів, слабкість матеріальної й науково-технічної бази і застаріла технологія, відсутність резервних потужностей, інтереси поточного виробництва Наявність резерву фінансових, матеріально-технічних коштів, прогресивних технологій, наявність необхідної науково-технічної інфраструктури
  Політичні, правові   Обмеження з боку антимонопольного, податкового, амортизаційного, патентно-ліцензійного законодавства Законодавчі заходи (особливо пільги), що заохочують інноваційну діяльність, державна підтримка інновацій
  Соціально-психологічні, демографічні, культурні Опір змінам, які можуть викликати такі наслідки, як зміна статусу, необхідність пошуку нової роботи, порушення стереотипів поводження, сформованих традицій, страх невизначеності, побоювання покарань за невдачу, опір всьому новому, що надходить з зовні Моральне заохочення, суспільне визнання, забезпечення можливостей самореалізації, збільшення творчої праці, нормальний психологічний клімат у трудовому колективі  

Побудительные мотивы к созданию и предложения инновации в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями и внешние мотивы инновационной активности, которые, в основном, обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности).

Наши рекомендации