Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства
Предпринимательство – это совокупность особых качеств готовности к риску, которыми обладают люди, создающие предприятия или управляющие ими. В переводе с английского «предпринимательство» сводится к понятиям «реализовывать, использовать возможности или удовлетворять потребности и желания путем новаторской деятельности или создания предприятия».
Любая фирма рискует в двух направлениях:
1. вертикальное:
- выбор месторасположения предприятия;
- выбор технологии;
- логистика перемещения товара, полуфабрикатов, готовой продукции;
2. горизонтальное:
- стиль менеджмента;
- организация производства и сбыта на базе концепции маркетинга, НИОКР и финансовой деятельности.
На обоих этих направлениях, связанных с предпринимательством, неизбежно возникают риски.
Риск - это гипотетическая вероятность возникновения неблагоприятного исхода, ущерба, когда фирма не получает ожидаемого результата. Методики измерения вероятности риска и стратегии, позволяющие снизить риски, изучаются специальной подотраслью области знаний менеджмента – риск-менеджмент.
Эти риски существенно увеличиваются за рубежом из-за:
- разницы культуры (право, обычаи, мораль, этика);
- специфики спроса на товары и услуги;
- специфики производственных и готовых отношений;
- колебаний паритетов валют;
- международного терроризма и т. д.
Компания, функционирующая за рубежом, обычно сталкивается с рисками трех видов:
1) системный риск, когда несовершенная нормативная правовая база в принимающей стране не способствует эффективной работе иностранной компании и может привести к общей угрозе серьезной экономической нестабильности;
2) структурный риск, когда институты управления экономикой принимающей страны, необходимые для регулирования, например процессов приватизации или коммунального хозяйства, недостаточно развиты и существует опасность преобразования государственных естественных монополий в частные предприятия;
3) непредвиденный риск, когда деятельность фирмы в сфере, уязвимой в социальном или культурном плане, может привести к непреднамеренному причинению ущерба.
В функции международного менеджера входит комплексная оценка рисков, связанных с зарубежным предпринимательством.
Для этого, проводится классификация факторов, которые влияют на деятельность предприятий, функционирующих за рубежом. К этим факторам относятся:
1. Социокультурные - обычаи, нормы, язык, демография, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности, социальные ценности и убеждения, родственные связи, корпоративная культура, мотивационные проблемы, подбор персонала в международных компаниях.
2. Экономические – уровень экономического развития, доход на душу населения, климат, динамика и тенденции ВНП, финансовая политика правительства, уровень безработицы (важен при расчете покупательской способности населения и при определении возможности привлекать местных специалистов к работе в принимающей стране), конвертируемость валюты, уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических ассоциациях и региональных интеграционных организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений с партнерами по интеграционным объединениям.
3. Технологические – правовые нормы обмена технологиями, наличие и стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная защита, инфраструктура, потоки информации. Например, японские компании организуют свои отделения за границей с основной целью – получение информации о новых технологиях, состояния дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.
4. Политико-правовые – форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политико-правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потерять свои активы, контроль над своими предприятиями, долю на рынке из-за действий правительства принимающей страны.
Термины и понятия
Международный бизнес
Международный менеджмент
Международная компания
Корпорационное разделение труда
Интернационализация НИОКР
Аутсорсинг
Вопросы для самопроверки
1.Дайте определение международного менеджмента.
2.Назовите базовые принципы теории глобального менеджмента.
3.Что такое абсолютные преимущества в производстве товаров или услуг в стране?
4.Что такое относительные преимущества в производстве товаров или услуг в стране?
5.В чем смысл концепции международного жизненного цикла продукта?
6.Дайте определение прямых иностранных инвестиций.
7.Почему для российских предпринимателей важно знание условий коллективной деятельности за рубежом?
8.Что входит в группу социокультурных факторов, влияющих на деятельность предприятия за рубежом? Экономичеcких? Технологических? Политико-правовых?
9.Опишите процесс выхода на мировой рынок с новым товаром или услугами по бостонской матрице.
10. Приведите примеры межотраслевой, внутриотраслевой, предметной, подетальной, технологической специализации.
11. В чем сущность корпорационного разделения труда?
12. В чем сущность интернационализации НИОКР?
13. Назовите основные формы и виды внешнеэкономической деятельности.
14. Приведите примеры деятельности международных компаний, зарегистрированных в России.