Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства

Предпринимательство – это совокупность особых качеств готовности к риску, которыми обладают люди, создающие предприятия или управляющие ими. В переводе с английского «предпринимательство» сводится к понятиям «реализовывать, использовать возможности или удовлетворять потребности и желания путем новаторской деятельности или создания предприятия».

Любая фирма рискует в двух направлениях:

1. вертикальное:

- выбор месторасположения предприятия;

- выбор технологии;

- логистика перемещения товара, полуфабрикатов, готовой продукции;

2. горизонтальное:

- стиль менеджмента;

- организация производства и сбыта на базе концепции маркетинга, НИОКР и финансовой деятельности.

На обоих этих направлениях, связанных с предпринимательством, неизбежно возникают риски.

Риск - это гипотетическая вероятность возникновения неблагоприятного исхода, ущерба, когда фирма не получает ожидаемого результата. Методики измерения вероятности риска и стратегии, позволяющие снизить риски, изучаются специальной подотраслью области знаний менеджмента – риск-менеджмент.

Эти риски существенно увеличиваются за рубежом из-за:

- разницы культуры (право, обычаи, мораль, этика);

- специфики спроса на товары и услуги;

- специфики производственных и готовых отношений;

- колебаний паритетов валют;

- международного терроризма и т. д.

Компания, функционирующая за рубежом, обычно сталкивается с рисками трех видов:

1) системный риск, когда несовершенная нормативная правовая база в принимающей стране не способствует эффективной работе иностранной компании и может привести к общей угрозе серьезной экономической нестабильности;

2) структурный риск, когда институты управления экономикой принимающей страны, необходимые для регулирования, например процессов приватизации или коммунального хозяйства, недостаточно развиты и существует опасность преобразования государственных естественных монополий в частные предприятия;

3) непредвиденный риск, когда деятельность фирмы в сфере, уязвимой в социальном или культурном плане, может привести к непреднамеренному причинению ущерба.

В функции международного менеджера входит комплексная оценка рисков, связанных с зарубежным предпринимательством.

Для этого, проводится классификация факторов, которые влияют на деятельность предприятий, функционирующих за рубежом. К этим факторам относятся:

1. Социокультурные - обычаи, нормы, язык, демография, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности, социальные ценности и убеждения, родственные связи, корпоративная культура, мотивационные проблемы, подбор персонала в международных компаниях.

2. Экономические – уровень экономического развития, доход на душу населения, климат, динамика и тенденции ВНП, финансовая политика правительства, уровень безработицы (важен при расчете покупательской способности населения и при определении возможности привлекать местных специалистов к работе в принимающей стране), конвертируемость валюты, уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических ассоциациях и региональных интеграционных организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений с партнерами по интеграционным объединениям.

3. Технологические – правовые нормы обмена технологиями, наличие и стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная защита, инфраструктура, потоки информации. Например, японские компании организуют свои отделения за границей с основной целью – получение информации о новых технологиях, состояния дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.

4. Политико-правовые – форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политико-правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потерять свои активы, контроль над своими предприятиями, долю на рынке из-за действий правительства принимающей страны.

Термины и понятия

Международный бизнес

Международный менеджмент

Международная компания

Корпорационное разделение труда

Интернационализация НИОКР

Аутсорсинг

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение международного менеджмента.

2.Назовите базовые принципы теории глобального менеджмента.

3.Что такое абсолютные преимущества в производстве товаров или услуг в стране?

4.Что такое относительные преимущества в производстве товаров или услуг в стране?

5.В чем смысл концепции международного жизненного цикла продукта?

6.Дайте определение прямых иностранных инвестиций.

7.Почему для российских предпринимателей важно знание условий коллективной деятельности за рубежом?

8.Что входит в группу социокультурных факторов, влияющих на деятельность предприятия за рубежом? Экономичеcких? Технологических? Политико-правовых?

9.Опишите процесс выхода на мировой рынок с новым товаром или услугами по бостонской матрице.

10. Приведите примеры межотраслевой, внутриотраслевой, предметной, подетальной, технологической специализации.

11. В чем сущность корпорационного разделения труда?

12. В чем сущность интернационализации НИОКР?

13. Назовите основные формы и виды внешнеэкономической деятельности.

14. Приведите примеры деятельности международных компаний, зарегистрированных в России.

Наши рекомендации