Практика в комитете по труду министерства занятости, труда и миграции саратовской области
Цели практики:
- ознакомление со структурой Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, уяснение места комитета по труду в системе областных органов государственной власти (структура, функции, полномочия);
- практическое знакомство с работой отделов комитета по труду, направлениями и задачами их управленческой деятельности, функциональными обязанностями сотрудников комитета по труду (должностными регламентами);
- непосредственное участие в практической управленческой, организационной, методической деятельности отделов и сотрудников комитета по труду;
- подготовка нормативных, распорядительных, учетных, статистических и других документов, образующихся в практической деятельности комитета по труду;
- юридическая экспертиза и рецензирование актов социального партнерства;
- участие в практической консультационной и информационной работе, осуществляемой сотрудниками комитета по труду.
Практическая подготовка студента начинается с ознакомления с нормативно-правовыми актами РФ и Саратовской области, регламентирующими структуру, компетенцию и порядок деятельности федеральных государственных органов управления трудом, а также органов управления трудом в Саратовской области, их взаимодействие с органами управления трудом в муниципальных образованиях.
Изучаются следующие акты: положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службе по труду и занятости населения; Устав Саратовской области; правовые акты Губернатора Саратовской области, касающиеся структуры органов областной исполнительной власти в сфере управления трудом; Положение о Министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области; Положение о комитете по труду; локальные правовые акты комитета по труду.
Проводится ознакомление со структурой комитета по труду, его отделами и другими подразделениями также предполагает знание должностных регламентов и служебных контрактов сотрудников соответствующего отдела, службы, подразделения.
Особое внимание уделяется уяснению практических задач комитета по труду по основным направлениям его управленческой деятельности.
В ходе практической подготовки студенты должны ознакомиться с задачами всех отделов и в рамках полномочий соответствующего отдела комитета по труду, принять непосредственное участие в следующих видах работ:
В области определения общих направлений государственной социально-трудовой политики:
- проведение и документальное оформление мониторинга показателей социально-трудовой сферы, составление информационно-аналитических материалов по социально-трудовым вопросам для Правительства Саратовской области;
- разработка социальных нормативов и социально-трудовых программ, в пределах компетенции отдела и комитета по труду;
- подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию социальной защиты работников и населения, совершенствованию коллективно-договорного (областного, отраслевого, территориального), в том числе тарифного регулирования труда;
- обеспечение деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, контроль исполнения решений комиссии;
- обеспечение принятия и исполнения Саратовского областного соглашения о минимальной заработной плате, регистрация работодателей, отказавшихся от присоединения к соглашению;
- определение расчетной величины прожиточного минимума населения области;
- создание и ведение областного банка тарифных соглашений и коллективных договоров;
- подготовка проектов нормативных актов и рекомендаций по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
- анализ, подготовка предложений и замечаний по проектам областных и федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
- разработка проектов нормативных актов о труде по поручению Правительства Саратовской области, Министерства занятости, труда и миграции;
- изучение, обобщение и распространение позитивного опыта управления социально-трудовыми отношениями на уровне муниципальных образований Саратовской области;
- рассмотрение заявлений, предложений, жалоб, обращений граждан, работников по вопросам, отнесенным к ведению комитета по труду, подготовка проектов ответов по ним;
- составление статистической и иной отчетности по вопросам социально-трудовых отношений в Саратовской области, анализ полученных данных в пределах компетенции соответствующего отдела комитета по труду.
В сфере развития социального партнерства:
- подготовка нормативных и правоприменительных предложений комитета по труду по развитию системы социального партнерства в Саратовской области;
- организация и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров по проблемам социального партнерства;
- методическая работа по организации социального партнерства на областном и территориальном, отраслевом уровне;
- разработка предложений по проекту областного трехстороннего соглашения по социально-трудовым отношениям, контроль его исполнения, проведение переговоров социальных партнеров, документальное оформление переговорного процесса и принятых решений;
- разработка отраслевых соглашений и мониторинг их исполнения;
- правовая экспертиза иных актов коллективно-договорного регулирования труда в пределах компетенции комитета по труду;
- ведение регионального регистра коллективных договоров и соглашений.
В сфере условий и охраны труда:
- разработка программ улучшения условий и охраны труда;
- мониторинг и подготовка докладов Правительству области о состоянии охраны труда;
- разработка организационно-методических документов по условиям и охране труда в пределах предоставленных прав;
- осуществление государственной экспертизы условий труда, контроль соблюдения правил аттестации рабочих мест и предоставлением работникам льгот и гарантий;
- участие в сертификации работ, расследовании несчастных случаев на производстве;
- государственный контроль за исполнением законодательства об охране труда в организациях, работодателями Саратовской области в соответствии с компетенцией комитета по труду;
- взаимодействие комитета по труду с органами государственного надзора в сфере труда и профессиональными союзами.
Практика может быть организована в рамках одного отдела, а также для более полного ознакомления с деятельностью – в нескольких отделах комитета по труду.
Студенты могут быть использованы в одном направлении практической деятельности соответствующего отдела (отделов) комитета по труду. Однако при этом они должны быть ознакомлены с основными полномочиями сотрудников комитета в целом.
В период практики студенты могут быть привлечены к работе филиала кафедры трудового права Академии, образованного в комитете по труду совместным решением Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области и ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». В этом случае они также исполняют указания руководителя филиала кафедры, назначенного приказом ректора Академии.
Студенты готовят и представляют к защите проекты документов (правовые акты, распорядительные документы, справки, статистические данные, обзоры, обобщения, заключения, ответы и т.п.) по направлениям своей практической работы, в составлении которых они принимали участие.
ПРАКТИКА У МИРОВОГО СУДЬИ
Цель практики – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков при производстве по уголовным и гражданским делам, подсудным мировым судьям.
В процессе прохождения практики у мирового судьи студент:
изучает содержание инструкции по делопроизводству, знакомится с работой канцелярии, организацией приема граждан, приемом и отправкой почты, приемом и учетом апелляционных жалоб и представлений, порядком извещения и вызова лиц к мировому судье;
знакомится с организацией работы секретаря судебного заседания и его обязанностями: при приеме граждан мировым судьей, в период подготовки дела;
знакомится с организацией работы мирового судьи: по приему граждан, полномочиями по уголовным делам частного обвинения, полномочиями по уголовным делам с обвинительным актом, а также уясняет принципы и формы взаимодействия с районным судом, органами прокуратуры, РОВД и иными государственными и общественными органами и организациями.
Ознакомление студентов с работой мирового судьи происходит путем:
присутствия при приеме граждан мировым судьей;
участия в подготовке уголовных и дел частного и публичного обвинения к судебному разбирательству;
участия в подготовке гражданских дел к судебному разбирательству; присутствия в судебном заседании при рассмотрении мировым судьей различных категорий уголовных и гражданских дел, при этом студент параллельно с секретарем судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний;
составления параллельно с мировым судьей проектов процессуальных документов:
- постановлений: о возвращении заявления для приведения его в соответствие с требованиями закона, об отказе в принятии заявления к производству, о соединении в одно производство заявления и встречного заявления, о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения, об оказании содействия сторонам в собирании доказательств, о назначении судебного заседания, приговоры по 2-3 различным категориям уголовных дел,
- постановлений по гражданским делам: об отказе в принятии заявления, определений о принятии заявления к производству, о прекращении производства по делу, об отложении разбирательства дела, о подготовке дела к судебному разбирательству в судебном заседании, об оставлении заявления без движения, о возвращении апелляционной жалобы, судебные решения (в том числе заочные решения), судебные приказы по 2-3 различным категориям дел.
В случае предоставления проекта процессуального документа, изготовленного с помощью технических средств, на нем должна быть соответствующая отметка судьи о составлении документа студентом-практикантом.
Студенты по указанию и под руководством судьи изучают и обобщают судебную практику по определенной категории уголовных или гражданских дел. По итогам обобщения составляется справка, а результаты используются при выполнении дипломных работ, рефератов и научных докладов по соответствующим учебным дисциплинам.
Студенты знакомятся с порядком обращения к исполнению приговоров и судебных решений по различным категориям уголовных и гражданских дел.