Важнейшими условиями возникновения рынка являютсяобществен­ное разделение труда и специализация.

Первая из этих категорий оз­начает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само­обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономичес­кими благами.

Различные группы производителей занимаются отдель­ными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является од­ним из центральных понятий в экономической теории Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограни­ченными ресурсами.

Условием возникновения рынка является и так называемая эконо­мическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе обществен­ного разделения труда и специализации, полностью независимые, само­стоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяй­ственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную про­дукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обо­собленности является режим частной собственности.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна ивеличина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пи­рожных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживлен­ных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалите­та и т. п. Если все эти трансакционные издержки для желающих заняться производством пирожных на продажу, по пред­варительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка являетсясво­бодный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, спе­циализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обменивать­ся произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свобод­ным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наи­более эффективные направления их деятельности.

№4

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы), банки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство — это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не к наращиванию прибыли).

Предприятие (фирма) — экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк — финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

От государственных организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств и банков следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо они оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.

Институты и организации имеют существенные различия. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения могут быть как институтами, так и организациями. Например, фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

№5

Функции рыночной экономики — это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях. Рынку объективно присущи следующие функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

№6

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимо­связанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыноч­ной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообраз­ные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначениюрынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финан­совый.

2. По географическому положениюместный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынокхарактеризуется тем, что ры­ночные отношения в нем носят случайный характер; об­мен товарами и услугами — товарный (бартерный); функ­ции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неог­раниченное число участников рыночных отношений, сво­бодную конкуренцию между ними; возможность осущест­влять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мо­бильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника пол­ной информации о рынке; производство однородных това­ров; невозможность влиять на решения конкурентов не­экономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм высту­пает единственным регулятором экономических и соци­альных процессов.

В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным ме­ханизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации обще­ства. Государство стремится смягчить удары рынка по ин­тересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные от­ношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях команд­но-административной системы хозяйства. Важнейшими чер­тами деформации рынка выступают: отсутствие многооб­разных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факто­ров производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирова­ние экономики в условиях деформированного рынка осу­ществляется государством путем централизованного, ди­рективного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтомуфункциональ­наяструктура обязательно предполагает наличие трех его основ­ных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рын­ка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфи­ческую структуру. Так, рынок товаров и услуграспадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продук­тов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабо­чей силы — на рынок квалифицированной и неквалифициро­ванной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функ­ционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъек­тов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аук­ционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миг­рации рабочей силы и т. д.

Таким образом,основными элементами классической рыночнойинфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Помимо этого, успешное функционирование рынка невоз­можно без рекламы, информатизационных и консультативныхслужб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама(от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

К сведению. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассмат­ривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация(от лат. informationразъяснение) — это све­дения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стра­тегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информаци­онных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг(от англ. consulting — консультативный) — управ­ленческое консультирование, осуществляемое специализирован­ными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицен­зий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании(от англ. auditor — ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возмож­ности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюда­ющих за деятельностью акционерных компаний.

Таким образом,инфраструктура рынка порождена самими рыночны­ми отношениями. Она призвана облегчить участни­кам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятель­ности.

Наши рекомендации