Объективная необходимость налогов, роль государства в их возникновении
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством схозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной взаконодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономическихотношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие иизменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Государство, исходя из объективнойнеобходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Являясь социальной системой, каждое государство на любом историческом этапе с неизбежностью пользовалось объективным механизмом регулирования своей жизнедеятельности путем прямого воздействия на тот или иной управляемый объект (прямых связей) с учетом возможных последствий (обратных связей), которые это прямое воздействие способно вызвать. Можно допустить, что вначале управление осуществлялось стихийно, методом 'проб и ошибок', однако сам факт существования государств свидетельствует о том, что такое управление было неизбежно, то есть для того, чтобы проводить в жизнь определенную политику, государства на любом этапе развития направляли принадлежащие им заранее аккумулированные средства на покрытие расходов для реализации стоящих перед ними приоритетных задач.
Необходимость взимания налогов (первоначально нерегулярно, в натуральном виде) появилась и развивалась вместе с возникновением и становлением государств. Со временем, по мере укрепления государств и расширения запросов светской власти (содержание армии и т.д.), устанавливаются обязательные и регулярные взимания с населения в ее пользу.
Таким образом, можно сказать, что взимание некоторой доли дохода населения с целью дальнейшего его перераспределения и использования - это древнейший инструмент, с помощью которого существовало любое государство (и без которого не могло бы существовать как саморегулирующаяся социальная система), независимо от времени (эпохи) и места (территории) и независимо от того, пользовалось ли государство на ранних стадиях обычным правом или на более поздних стадиях прецедентным или кодифицированным правом (как средством прямого и корректирующего воздействия на управляемую среду).
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.
С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики.