Принцип - малый бизнес прежде всего.
ПРОЕКТ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
в Кировской области на период до 2021 года
Саламатов Лев Эдуардович
член Координационного Совета съезда предпринимателей,
руководитель Кировской региональной общественной организации
«Бизнес-развитие».
Малый бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является основным способом ведения предпринимательской деятельности для подавляющего числа граждан.
Малые предприятия в Кировской области - Это около одной пятой ВРП, это 22 тыс. хозяйствующих субъектов, рабочие места для тысяч граждан.
В регионе реализуется ряд программ финансовой поддержки развития малого бизнеса. Предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей, сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно- консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
Вместе с тем вклад малого предпринимательства в общие экономические показатели области, как впрочем и в Российской Федерации в целом, существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое предпринимательство в Российской Федерации - это в первую очередь микробизнес (95% от общего числа субъектов малого предпринимательства).
На малые предприятия приходится только 5 процентов общего объема основных средств и 6 процентов объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Производительность труда на малых предприятиях в Российской Федерации отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2 - 3 раза.
В последние годы динамика развития малого предпринимательства является отрицательной. Доля малых предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, поступательно снижается. Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 подпунктов - с 34,2 процента в 2013 году до 32,4 процента в 2014 году.
Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых предприятий. Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки.
В Российской Федерации только 4,7 процента граждан трудоспособного возраста являются предпринимателями. В Бразилии - 17,2 процента, Китай - 15,5 процента. В США доля граждан, имеющих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8 процента. Предпринимательский слой в Кировской области составляет 3%. Вот где настоящий реальный ресурс потенциального роста экономики региона.
В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых предприятий. Система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям:
· отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов,
· введение торгового сбора,
· произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов и ряд других мер.
В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.
Недостаточное внимание к специфике деятельности малого бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
Если хотим экономического роста, то ситуацию надо КАРДИНАЛЬНО исправлять.
Нужна новая позитивная программа развития малого предпринимательства. Но для начала необходимо определиться со стратегией, т.е поставить цель на ближайшие пять лет, сформировать пути и способы достижения поставленной цели.
Стратегия должна скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.
Цель Стратегии:
1. Развитие малого предпринимательства в регионе как основы развития экономики.
2. Обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2021 году должны быть:
· увеличение в 1,5 раза оборота малых предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
· увеличение доли занятого населения в секторе малого предпринимательства в общей численности трудоспособного населения до 70 процентов.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых предприятий в валовом региональном продукте в 1,5 раза (с 20 до 30 процентов).
Ежегодный прирост указанной доли должен составлять не менее 2 %.
Это амбициозные цели. Но они достижимы при дружной и совместной работе всех заинтересованных сторон: власти, бизнеса и общества.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
принцип - малый бизнес прежде всего.
При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь учитываются интересы представителей малых предприятий.
Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого предпринимательства и создающих необоснованные преференции в пользу крупных хозяйствующих субъектов, будет невозможно.
Необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан;