Частные способы и приемы рейдерских захватов 4 страница
На территории Свердловской области за период с 2000 по 2006 г. по фактам незаконных захватов имущественных комплексов юридических лиц было возбуждено 33 уголовных дела*(257). В 2007 г. по фактам рейдерских захватов предприятий возбужденно более 60 уголовных дел, по 22 уголовным делам окончено производство, 9 организаторов и участников объявлены в международный розыск*(258). По словам заместителя начальника розыскного бюро по экономическим и налоговым преступлениям ГУ МВД России по УрФО С. Ляпустина, в Свердловской области в настоящее время действуют от 9 до 12 рейдерских группировок*(259).
Среди положительных примеров расследования уголовных дел данной категории правоохранительными органами Свердловской области следует отметить следующие:
- 1 августа 2005 г. СЧ СУ при УВД г. Нижнего Тагила возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, в отношении гр-на А., который, являясь директором ООО "ПроектСтройИзыскания", в период с 26 июля 2004 г. по 13 января 2005 г. и с 28 февраля 2005 г. по 19 апреля 2005 г., представив в налоговый орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц индивидуальных предпринимателей, документы, содержащие заведомо ложные сведения, занял должность директора ООО "Тагилизыскания", причинив указанной организации крупный ущерб. 29 июля 2005 г. уголовное дело направлено в суд;
- 20 октября 2005 г. прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Тагила возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, в отношении гр-ки Ч., которая путем мошенничества незаконно завладела долями в размере 2% каждая в уставном капитале ООО "Технолог", принадлежащих Н.Н. Антоновой, Т.Ф. Сильных и другим лицам. Уголовное дело по обвинению гр-ки Ч. В совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, направлено в суд;
- 11 января 2005 г. СО при ОВД г. Полевской возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ, в отношении генерального директора ЗАО "Комплекс" гр-на Д. по факту создания ситуации, при которой ООО "СредуралстройИнвест" не смогло приобрести в свою собственность пакет акций ЗАО "Комплекс", с причинением ООО "СредуралстройИнвест" материального ущерба в сумме 1 млн. 353 тыс. руб. В декабре 2005 г. уголовное дело направлено в суд*(260).
Безусловным успехом правоохранительных органов Уральского федерального округа России в 2008 г. следует признать пресечение деятельности преступного сообщества "Уралмаш".
В декабре 2008 г. следователи Главного управления (ГУ) МВД России по УрФО передали в суд материалы очередного уголовного дела в отношении В. Костарева - лидера экономического крыла преступного сообщества "Уралмаш". Он и его сообщники обвиняются в хищении средств путем банкротства Нижнетагильского мельзавода, Богдановичского фарфорового и попытке захвата Красногвардейского кранового завода. Это первая партия уголовных дел, доведенных до суда следственно-оперативной группой, в которую входят сотрудники Главного управления МВД России по УрФО и ГУВД по Свердловской области. История преступной деятельности В. Костарева следующая. В 90-х г. В. Костарев работал на П. Федулева, известного "уральского рейдера". Как специалист по ценным бумагам, В. Костарев успешно работал на фондовом рынке, наладив массовую скупку ваучеров. Его активная деятельность привлекла внимание преступного сообщества "Уралмаш". И в 1999 г. один из лидеров сообщества А. Хабаров "перекупил" В. Костарева. Лидеры сообщества к тому времени приступили к легализации денег, вкладывая их в алкогольный бизнес и торговлю. Но им куда больше понравилась схема, предложенная В. Костаревым: вместо разборок и рэкетирских "наездов" на бизнесменов можно с помощью взяток и скупки акций мирно "войти" на понравившееся предприятие, а затем присвоить его средства и имущество.
Как следует из материалов уголовного дела, первой жертвой (в 2001 г.) стал завод комплектных металлоконструкций в Первоуральске. В 2002-2004 гг. сообщество, экономическим направлением которого руководил В. Костарев, прибрало к рукам несколько десятков промышленных объектов.
На Нижнесалдинский металлургический завод претендовало несколько групп, но наиболее мощным - за счет административного ресурса - было объединение местных и областных чиновников. Уралмашевцы предложили им сделку: поделить завод пополам, а за это преступное сообщество уладит споры с остальными претендентами. И, действительно, уладили. Как правило, по такой же схеме они действовали и в других местах.
"Под внимание экономического блока преступного сообщества "Уралмаш" попало более 20 предприятий, - рассказал корреспонденту "Российской газеты" руководитель группы по сопровождению уголовных дел в отношении сообщества Г. Никитин. - Их интересы простирались и на другие регионы: например, после рейдерской атаки уральцев пал крупный смоленский комбинат. Они даже пытались обанкротить госпредприятие, выпускающее космические "Бураны". Хорошо, что подмосковные власти вовремя спохватились". В основном уралмашевцы старались захватывать смежные по роду деятельности предприятия, годные для создания холдингов. Ведь, монополизировав рынок, можно дорого продать любой из его сегментов.
В поездках по России В. Костарев высматривал наиболее привлекательные объекты, собирал информацию о владельцах и начинал рейдерскую атаку. В ход шли шантаж, подкуп, запугивание тех, кто имел доступ к документам, в том числе бывших руководителей заводов, чтобы задним числом оформить нужные бумаги. Преступным сообществом активно налаживались связи во властных структурах и правоохранительных органах. Один из фактов: при расследовании банкротства Богдановичского фарфорового завода помощь рейдерам со стороны представителей власти была настолько откровенной, что следователь был вынужден направить в прокуратуру список "помощников", в число которых попали депутат и следователь, прекративший предыдущее уголовное дело.
Первые уголовные дела в отношении преступного сообщества "Уралмаш" возбудили сотрудники УБЭП ГУВД по Свердловской области, после чего на сотрудников милиции начались "гонения". Подозреваемые предприняли все усилия, чтобы помешать следователям. Можно только догадываться, какие ресурсы были задействованы, если на защиту подследственных встали коррумпированные представители органов государственной власти федерального уровня. Однако сотрудники УБЭП представили Генеральному прокурору РФ Ю. Чайке и Министру МВД России Р. Нургалиеву доказательства того, что высокие должностные лица во властных структурах и правоохранительных органах покровительствуют В. Костареву. В 2006 г. Приказом Министра МВД России была создана следственно-оперативная группа по расследованию деятельности преступного сообщества "Уралмаш", куда включили специалистов по экономическим преступлениям из других регионов России и следователей ГУВД по Свердловской области и ГУ МВД России по УрФО.
"Прошло два года, прежде чем следователи собрали доказательную базу и передали в суд уголовные дела по обвинению команды В. Костарева в хищении средств трех предприятий путем банкротства", - сообщил Г. Никитин. В производстве находятся уголовные дела по захвату и банкротству завода комплектных металлоконструкций в Первоуральске, Артемовскому машзаводу (бывший завод "Вентпром"), Уральскому заводу рельсовых скреплений в Нижней Салде, ОГУП "Свердлоблхимчистка". Главное следственное управление ГУВД по Свердловской области решает вопрос о направлении в суд дела по банкротству управления "Уралстроймеханизация". Все материалы находятся на контроле Генпрокуратуры и МВД России.
По мнению руководства Главного следственного управления ГУВД по Свердловской области, это лишь малая часть расследованного. Основная работа впереди. В экономических преступлениях задействовано множество субъектов: банки, депозитарии, юридические конторы... Чтобы разобраться во всем, потребуется немало времени. Правда, чем больше наработок у следователей, тем понятнее преступные схемы и легче работать по остальным эпизодам. "В ходе расследования экономической деятельности сообщества В. Костарева начали всплывать "дружеские" связи рейдеров в органах власти, - рассказывает Г. Никитин. - Между прочим, В. Костарева активно "двигал" в Совет Федерации тогдашний сенатор от Свердловской области Андрей Вихарев, но безуспешно: уже в то время было ясно, что представляет собой уральский "бизнесмен". А сам А. Вихарев теперь тоже фигурант уголовного дела за получение крупной взятки".
В настоящее время, по данным правоохранительных органов, В. Костарев живет в Арабских Эмиратах (ОАЭ). Однако есть надежда, что после недавних переговоров на государственном уровне уважаемые в ОАЭ уральские бизнесмены будут депортированы в Россию, где их считают преступниками.
По свидетельству А. Таранова, исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по УрФО, ".преступное сообщество "Уралмаш" благодаря усилиям следственно-оперативной группы как единое формирование прекратило свое существование. Преступное сообщество распалось на отдельные группировки, которые также не прочь "урвать" чужое, в том числе в экономической сфере. В их отношении также будут возбуждены уголовные дела. В органах власти и управления остались люди, оказывавшие помощь и содействие уралмашевскому сообществу. Мы знаем, кто они, и не оставим без внимания деятельность, связанную с поддержкой и покровительством лидеров криминальной группировки"*(261).
Однако следует обратить внимание на то, что это лишь один из немногих примеров эффективной деятельности правоохранительных органов по привлечению рейдеров к уголовной ответственности.
Таким образом, становится ясно, что итог рейдерских атак в любом случае ведет к потерям - как инвестиционной привлекательности предприятий, так и бюджетной обеспеченности территории, на которой они расположены. К тому же может возникнуть социальная напряженность в случае массовых увольнений на захваченных рейдерами предприятиях и организациях, а также неизбежно наступят иные негативные последствия.