Особенности совместного предпринимательства в России — баллов
Предприятия с долевым участием иностранных инвестиций. В мировой практике такие предприятия часто называют совместными. Понятие совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки. Многие считали, что СП – это организационно-правовая форма осуществления бизнеса. Между тем, совместное предпринимательство – это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.п.).
Важным признаком СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами.
СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия, порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано с решением множества проблем стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах экспортных ограничений.
Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.
Многие иностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятия на территории другого государства местный капитал, стремясь установить хорошие связи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики в свой адрес (тем самым, уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность контроля продаж на местном рынке.
В случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем при покупке зарубежной фирмы или создании филиала (представительства).
Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.
Цели совместного предпринимательства могут быть различны. В качестве основных из них и наиболее распространенных можно назвать:
Ø получение современных зарубежных технологий, преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;
Ø повышение конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок;
Ø привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка;
Ø снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;
Ø улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей («отверточное» производство).
Основные преимущества совместного предпринимательства заключаются в следующем:
Ø ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хозяйственной деятельности;
Ø объединение собственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала;
Ø возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; достижение синергетического эффекта;
Ø невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.;
Ø участие в прибылях пропорционально вкладу в уставный капитал;
Ø возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;
Ø снижение затрат на производство продукции, поступающей иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;
Ø формирование органов управления, независимых от органов управления предприятий (фирм) – учредителей;
Ø относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;
Ø восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;
Ø совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров.
Подчеркнув позитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его недостатках. Самая большая опасность, которая может ожидать при создании совместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами. Практика показывает, что они существуют в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии и тактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Порой возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерям времени. Основные сферы, в которых возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров.
Существует различия между нашим понятием “совместного предприятия” и западным. СП за рубежом создаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либо продукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательно иностранное участие.
36. Страхование иностранных инвестиций — баллов
37. Виды льгот иностранным инвесторам — 25 баллов
38. Международный лизинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности — баллов
Лизинговая сделка – совокупность договоров для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом предмета лизинга.
В состав лизинговой сделки, помимо самого договора лизинга, могут входить: договор поручения по подбору продавца оборудования и поиску дополнительного кредитора; договор о страховании; договор о доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие. Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.
Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран.
Перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, включающий:
Ø оценку клиента по его способности выплатить арендные платежи и по его предварительным доходам от использования арендуемого оборудования;
Ø оценку товаров с точки зрения их возможной перепродажи.
В случае международного лизинга особенно важны:
1) выбор валюты контракта и оценка риска изменения курса;
2) таможенный режим арендатора;
3) налог на фирму, применяемый к арендодателю;
4) наличие соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами;
5) защита права собственности иностранного арендодателя в стране арендатора.
Классификация сделок международного лизинга
1. Если хотя бы один из участников не является резидентом страны, в которой осуществляется лизинговая операция, или же все участники лизинга представляют разные страны, то такая сделка международного лизинга называется прямой.
2. Когда же участники международного лизинга являются юридическими лицами одной страны, но при этом капитал лизингодателя частично принадлежит иностранным фирмам, то имеет место косвенный лизинг. Обычно объектом такого лизинга является оборудование, импортируемое в страну лизингополучателя.
В зависимости от направления движения лизингового имущества, международный лизинг подразделяют на:
Ø экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях экспортного контракта;
Ø импортный лизинг, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и оборудование поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;
Ø транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.
В международной практике выделяют три основных вида лизинговых сделок:
1. Лизинг с условной продажей. Эта разновидность лизинга, по существу, представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа, причем объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита.
Срок аренды обычно составляет 75 или более процентов от предполагаемого срока службы имущества.
В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в этом договоре.
2. Истинный лизинг ориентирован на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора.
Выделяют три вида истинного лизинга (рис. 5).
Ø Прямой лизинг. Лизингодатель приобретает лизинговое имущество за счет собственных средств и несет все риски по мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в лизинг имущества.
Ø Сублизинг. Основной лизингодатель через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю.
В договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. В международной сфере сублизинговые сделки, получили название “дабл диппинг” и используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах.
Ø Хеджированный лизинг. Лизингодатель предоставляет лизингополучателю часть денежных средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется самим лизингополучателем на нерегрессионной основе.
3. Лизинг с опционом.Содержит положение о возможности корректировки лизинговых платежей в течение срока действия лизингового договора.
В зарубежной практике этот вид лизинга используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом.
В последние годы некоторые лизинговые компании, в т.ч. оффшорные, пытались использовать такого рода лизинг для обеспечения условий реализации своих инвестиционных программ, однако говорить о широком использовании этой формы лизинга не приходится.
В РФ сделки регулируются в соответствии с конвенцией УНИДРУА (РФ в составе с 8.02.1998) и 164-ФЗ.
В соответствии с российским Законом № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг представляет собой особый вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующийся тем, что предприниматель (лизингодатель) приобретает в собственность определенное имущество производственного назначения и на основе соответствующего договора передает его другому физическому или юридическому лицу (лизингополучателю) во временное владение и пользование за определенную плату с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по окончании срока действия договора лизинга.
В настоящее время в нашей стране действует более 100 лизинговых структур из более чем двадцати западных стран. Многие из них принадлежат известным лидерам мирового бизнеса: «Боинг», «Форд», «Фиат», «Даймлер-Крайслер», «Ситроен», «Рено», «Даф», «Ксерокс», «Ивеко», Алкатель».
Отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга в России считаются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (особенно авиа- и судоперевозки), торговля, а также малое предпринимательство. Японские компании специализируются на поставке оборудования для рыбоперерабатывающих предприятий, датские – на поставке сельскохозяйственной техники, американские – авиационной техники. В авиационной отрасли авиакомпания «Аэрофлот», «Трансаэро», «Крассайр» используют лизинг как эффективный способ закупки дорогостоящих воздушных судов у таких мировых производителей как Boeng, Macdonald-Duglas.
В 2007 году объем российского рынка лизинга оценивался в 11 млрд. долл. Наибольшую долю в общем объеме лизинговых активов составляли железнодорожное оборудование (15,7%), автотранспортные средства (14,5%), авиатехника (14,1%), телекоммуникационное оборудование (13,1%), сельскохозяйственное оборудование (9,3%), энергетическое оборудование (3,6%). В последнее время наблюдается устойчивый рост объема лизинговых операций в пищевой промышленности, на рынке полиграфического оборудования и строительного оборудования.
39. Разработка и реализация государственной инвестиционной политики в области иностранных инвестиций (на примере одной из стран) — баллов