Приложение 1. Военная техника СССР периода Великой Отечественной войны.

(Приведённый материал можно использовать в реферате, добавив свои данные по самолётам, артиллерии и проч.)

В боевых действиях 1930-х – 1940-х гг. особое значение стали играть танковые войска, которые при умелом использовании позволяли быстро прорывать оборону противника и окружать крупные группировки неприятельских войск. Именно применение крупных танковых сил немецкой армии (вермахта) позволили Германии быстро разгромить героически сражающиеся польские армии в 1939 г. и превосходящие по уровню технического обеспечения объединённые силы Франции и Великобритании в 1940 г. Основная масса лёгких отечественных танков (Т-26 и БТ-7) по толщине брони и скорости не уступали «панцерам» немецкой армии, а по вооружению (45-мм орудия) превосходили большинство лёгких танков противника (немецкий Pz-I был вооружён двумя пулемётами, Pz-II только 20-мм пушкой, даже средний Pz-III имел 37-мм орудие). Лучшими танками Красной Армии начального периода войны являлись средний Т-34 и тяжёлый КВ («Клим Ворошилов»). «Я смог. Я продержался. Разгромил пять закопанных лёгких танков. Они ничего не могли сделать потому, что я был на «тридцатьчетвёрке», лобовую броню которой их снаряды не пробивали» (Цитата из книги: Драбкин А. Я дрался на Т-34. М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 88). Немногие английские и американские танкисты могли повторить эти слова советского командира танка про свою боевую машину. В качестве достоинств Т-34 (конструктор Михаил Кошкин) называют высокую скорость и маневренность, быстрый поворот башни; техническую надежность, хорошую проходимость по бездорожью[6]. По вооружению и бронированию он превосходил в 1941 г. все образцы немецких танков. Особенностью КВ считается толстая лобовая броня корпуса и башни, пробить которую в 1941 г. удавалось только немецким 88-мм зенитным орудиям (танковые и противотанковые пушки вермахта оказались в данном случае бесполезны). Недостатками обоих танков являлись сложности работы экипажей (немецкие и американские танкисты искренне недоумевали, как русские ухитряются размещаться в тесной башне Т-34, особенно в зимней одежде) и шумный дизельный двигатель. Кроме того, тяжёлые КВ часто ломали деревянные мосты и застревали в болотистой местности. Летом и осенью 1941 г. Т-34 и КВ чаще выходили из строя от различных технических неисправностей, чем от снарядов противника (сказывались «детские болезни» принятых на вооружение в 1940 г. образцов техники).

Общими положительными качествами бронетехники Германии традиционно являлись отличная оптика прицелов, хорошие средства наблюдения из танка и радиосвязь, удобства работы танкистов. Основным противником советских Т-34 и КВ стал немецкий средний танк Pz-IV различных модификаций (всего за всю войну выпущено 9,5 тысяч), бронирование, вооружение, скорость и проходимость которого традиционно (за исключением 1943 г., когда вооружение и бронирование новых модификаций превзошло Т-34) были хуже, чем у «тридцатьчетвёрки». Т-34, выпуск которого за годы войны превысил 50 тысяч штук, стал самым массовым танком Второй мировой войны. Ответом немцев на Т-34 и КВ стали тяжёлые танки «Тигр» и «Пантера», массово опробованные вермахтом в Курской битве. Лобовую броню новых немецких «панцеров» танковые пушки бронетехники Красной армии в 1943 г. пробить не могли. Это привело к массовым потерям советских танков в Курской битве (1,5 танков потеряла немецкая армия, 6 тысяч – Красная армия). Уже нашим ответом на «Тигры» стали пошедшие на фронт с весны 1944 г. Т-34 с новой башней, где установили более мощное орудие, пробивавшее лобовую броню «Тигра» с километра. А тяжёлый КВ сменил новый танк ИС-2, сопоставимый с «Тигром» по бронированию, но превосходивший немецкий образец по калибру орудия. Уступая «немцу» в скорострельности, ИС-2 был легче (44 тонны вместо 55 у «Тигра»), что сильно влияло на проходимость и маневренность.

Следует подчеркнуть, что высокое качество советских танков усиливалось традиционными для русской армии XVIII – XX вв. героизмом и готовностью к самопожертвованию солдат и офицеров, которые признавал даже противник. Например, в отчёте о летних боях 1942 г. на Дону немецкие документы отмечали: «Фантастический боевой дух русских танкистов: некоторые танки теряют ход, получают 5–6 прямых попаданий, но их экипажи не сдаются и продолжают вести огонь... Русские сражаются до последнего снаряда и патрона» (Коломиец М., Смиронов А. Бои в излучине Дона. 28 июня – 23 июля 1942 г. Приложение // Фронтовая иллюстрация. 2002. № 6. С. 75). Именно на «тридцатьчетвёрке» сражался танковый ас Красной Армии старший лейтенант Дмитрий Лавриненко, подбивший до своей гибели в декабре 1941 г. 52 немецких танка.

Красная Армия встретила войну с устаревшими самолётами. И-153 и И-16, составлявшие 35% и 40% общего количества истребителей западных приграничных округов СССР, имели максимальную скорость 430 и 460 км/час, их вооружение состояло из четырёх пулемётов. Немецкие истребители «Мессершмитт»-109 превосходили их по скорости (570 км/час) и были вооружёны наряду с пулемётами 20-мм пушками. Достоинствами Ме-109 являлись хорошая манёвренность, высокая скорость, лёгкость в управлении. Основной истребитель СССР начального этапа войны И-16 («ишак», как его называли лётчики) мог ему противопоставить хорошую маневренность, быстрый набор скорости, высокую техническую надёжность и живучесть мотора. К началу войны Красная армия практически не имела пикирующих бомбардировщиков, в то время как в немецкой армии Ю-87 («Штука») уже массированно применялись в ходе боевых действий в Польше и во Франции. Новые советские истребители Як-1, ЛАГГ-3; штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2 только начали поступать в войска, экипажи не успели пройти обучение по вождению этих самолётов. Но не следует забывать, что воюют не техника, а люди. Несмотря на превосходство «Мессершмиттов» в скорости и вооружении, советские лётчики и на более тихоходных И-16 ухитрялись сбивать прославленных немецких асов. Качественное превосходство немецкой истребительной авиации Красной армии удалось преодолеть в 1942 – 1943 гг., когда в авиационные части стали поступать новые модели истребителей Як-7, Як-3 и Ла-5.

(обратите внимание – новые модели танков и самолётов в СССР ставятся на поток в условиях эвакуации заводов, потери значительной части европейской территории, ужасающих условий труда и быта рабочих, недостатка топлива и общего превосходства Германии по уровню квалификации рабочих и производству стали, электроэнергии).

К началу войны Красная армия испытывала катастрофический недостаток автомобильного транспорта и тракторов для переброски пехоты и артиллерийских орудий. Находящиеся в войсках автомобили составляли только 36% от штата военного времени. По степени механизации армия Германии опережала СССР (хотя насыщенность вермахта грузовиками и бронетранспортёрами также не следует преувеличивать).

Наши рекомендации