Где проходит граница города?
Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.
Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.
При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.
Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых «маятниковых мигрантов» - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город.
Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.
Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран. В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль де Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии - Бразилиа, в США - Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.
Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией.
Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции (происходит из-за создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города: 1 - все виды деятельности; 2 - скоростной транспорт; 3 - общественный транспорт; 4 - личный транспорт; 5 – электроэнергия
Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов. В первую очередь - транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10—20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру - строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации - загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.
Развитие крупных городов требует возрастающих объемов водоснабжения, загородных территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.
Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи, с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.
Мегалополисы - скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы - огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис - это название реально существовавшего в Древней Греции города - центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.
Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озерам и тянущийся от Чикаго до Питтсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан Паулу - Рио де Жанейро), Индонезии (Джакарта - Бандунг).
Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало ХХI в.:
Наименование Мегалополиса (главные аломерации) | Количество агломераций | Население, млн. человек | Площадь, тыс. км2 | Протяженность главной оси, км |
Босваш (Балтимор, Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия) | ||||
Чипиттс (Детройт, Кливленд, Питтсбург, Чикаго) | ||||
Сан-Сан (Лос-Анжелес, Сан-Диего, Сан-Франциско) | ||||
Токайдо (Иокогама, Кавасаки, Киото, Кобе, Осака, Нагоя, Токио) | ||||
Английский (Бирмингем, Ливерпуль, Лондон, Манчестер) | ||||
Рейнский (Ранштадт, Рейн-Рур, Рур-Майн) |