Кооперация и аутсорсинг в международном бизнесе. Особенности их организации и проведения
Кооперация (кооперирование) – это установление самостоятельными специализированными предприятиями (и отраслями) прямых длительных производственных связей в целях совместного выпуска какого-либо продукта. Различают связи, основанные на производственном кооперировании и на материально-техническом снабжении.
В соответствии с формами специализации выделяют три формы производственного кооперирования в системе международного бизнеса: • предметное или агрегатное; • подетальное; • технологическое.
Основными характеристиками кооперирования принято считать количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие, а также:
а) долю стоимости полученных изделий в общей стоимости продукции предприятия;
б) долю стоимости услуг специализированных предприятий в общей себестоимости продукции предприятия.
Аутсорсинг с этой точки зрения является одной из форм внутриотраслевого производственного кооперирования. Основными характеристиками аутсорсинга как формы производственного кооперирования можно считать:
а) долю стоимости продукции (деталей, узлов, комплектующих и пр.), поставляемой внешними организациями-поставщиками, в стоимости единицы продукции предприятия-изготовителя (держателя торговой марки);
б) долю стоимости услуг внешней организаций в общей себестоимости продукции (услуг) предприятия-изготовителя (держателя торговой марки).
Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английского outside resource using – использование внешних ресурсов. В практике международного бизнеса под аутсорсингом понимают выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Цель применения аутсорсинга – использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе.
Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений.
Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.
Виды аутсорсинга.
При производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов.
ИТ-аутсорсинг (ITO) предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т.д.).
Аутсорсинг управления знаниями предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьёзной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений. Аутсорсинг управления знаниями сейчас только начинает получать распространение на территории США.
Преимущества аутсорсинга: снижение стоимости реализации бизнес-процесса; экономия на налогах на зарплату штатной единице (иногда); освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект); увеличение качества полученных продуктов или услуг; использование специализированного оборудования, знаний, технологий; снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса и др.
12. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм: понятия, направления развития.
Логистика в международном бизнесе – это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени.
Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:
· складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);
· запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
· транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);
· комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);
· связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).
Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.
Основными участниками процесса международной логистики являются: поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредническая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.
Основные задачи логистики в международном бизнесе:
оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
выбор оптимального количества закупаемых товаров и услуг;
обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
определение оптимального уровня логистического сервиса;
выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
организация работы зарубежных филиалов компании;
анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ.
Направления развития международной логистики связаны с:
1. Современными подходами к оптимизации процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг, базирующимися:
на усилении централизации в складировании, которая проявляется в уменьшении количества складов;
на более широком привлечении аутсорсинговых компаний по предоставлению логистических услуг;
на продолжающемся расширении применения в деятельности компаний микрологистической концепции «точно в срок» (just-in-time) и связанным с этим сокращением запасов.