Непрерывное образование: основные понятия и определения
О. В. Зайцева
В условиях переходного состояния российской экономики, идущей по пути интеграции в мировое пространство, определяющим фактором развития становится человеческий капитал. Именно поэтому решающую роль в обеспечении экономического роста нашей страны будет играть своевременная и качественная подготовка специалистов для удовлетворения потребностей науки, экономики, общества в целом и отдельных его граждан. В условиях стремительного накопления знаний и обновления технологий это означает, что одной из наиболее важных задач становится обеспечение непрерывности образования. В связи с этим представляется необходимым разобраться с основными понятиями, используемыми в этой сфере.
Идея непрерывного образования возникла в XX в., но ее истоки можно найти еще во времена древних философов. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, а значит, способствовать процветанию всего общества.
Считается, что термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО После опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора (1972 г.) ЮНЕСКО было принято решение, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира. С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится доминирующим вектором образовательных реформ.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике непрерывного образования, встречается несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования. Среди существующих определений можно выделить три основных направления:
1. Образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL).
2. Образование взрослых (adult education).
3. Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).
В зависимости от трактовки непрерывного образования оно будет иметь свою специфику.
Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
1. Образование на протяжении жизни.
Данная концепция понятия непрерывного образования базируется на следующих принципах:
- обучение длиною в жизнь (lifelong learning);
- образование шириною в жизнь (lifewide learn- ing):
- самомотивация к образованию.
Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального (formal) образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также могут принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, общественных центрах, спортивных клубах и др.
Что же такое формальное, неформальное и ин- формальное образование?
Формальное образование связано с получением определенных квалификаций и степеней (например, диплом об окончании учебною заведения среднего или высшего профессионального образования, диплом кандидата или доктора наук, серти
-
фикат, подтверждающий профессиональную квалификацию и признаваемый на рынке труда).
Неформальное образование (дошкольное образование детей в детских дошкольных учреждениях, дополнительное образование детей, дополнительное профессиональное образование и т.д.) не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (свидетельство об окончании языковых курсов, свидетельство о повышении квалификации и т. п.).
Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу. Как правило, информальное образование не ведет к получению документа.
Обучение шириною в жизнь предполагает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, обусловленных необходимостью или просто интересных для него видов деятельности.
Самомотивации к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится повысить уровень своих знаний, что, несомненно, окажет влияние как на его общее интеллектуальное развитие, так и на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.
2. Образование взрослых
Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях его запросов и технологий обучения, разнящихся с потребностями молодого поколения.
Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Очень часто оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от нее предельно сжат но срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.
Помимо этого, при анализе образования взрослых возникает проблема, на которой не акцентируется внимание при рассмотрении непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни. Это проблема выделения взрослого контингента. В нормативах Европейского союза и Международной организации труда (МОТ) взрослый - это человек в возрасте от 25 до 60 лет. В России же до сих пор нет четкого определения, кто относится к числу взрослых. Известно лишь, что установленные возрастные рамки молодежи простираются от 14-15 до 25-29 лет, в отдельных случаях - и до 35 лет. Однако следует отметить, что в этот промежуток попадает получение и общего образования, и различных уровней профессионального образования, включая послевузовское (аспирантура), которое не рассматривается как специфически взрослое.
Отнесение к образованию взрослых после- школьного образования, т.е. обучение лиц, уже имеющих опыт практической деятельности или диплом общего среднего (формального) образования, также не решает проблемы, поскольку к данной системе, например, может быть отнесен работающий студент, получающий первое высшее образование. Но данный контингент, как правило, не включается в рассмотрение при анализе образования взрослых.
3. Непрерывное профессиональное образование
Термин «непрерывное профессиональное образование» подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.
Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием (ДПО), поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что ДПО согласно принятому определению [2] (это образование, получаемое на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в учреждениях дополнительного профессионального образования и в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным образовательным программам, отвечающим требованиями, установленным государственным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа) должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования.
Рассмотрим нормативные документы, в которых встречается упоминание о непрерывном образовании.
В России отражение вопроса о непрерывном образовании на уровне законодательства недостаточно четко, поскольку понимание непрерывного образования во всех официальных документах различно, а нормативное определение появилось
лишь в сентябре 2005 г. в концепции «Федеральная целевая программа развития образования на 2006- 2010 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ. Согласно этому документу непрерывное образование определяется как процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Данное определение является актуальным и на сегодняшний день.
Впервые же понятие «непрерывное образование» появилось в СССР в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1986 г. «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». В этом документе было сформулировано требование обеспечить «непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экономическую подготовку студентов». В следующем году теми же органами была поставлена задача «осуществить перестройку подготовки научно-педагогических и научных кадров, рассматривая ее как неотъемлемую часть единой системы непрерывного образования в стране». Среди ступеней непрерывного образования данное постановление выделяет повышение квалификации, окончание аспирантуры и докторантуры.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», в котором говорилось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов».
Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорит о принципах непрерывности и преемственности процесса образования. Наряду с этим Законом выходит Постановление РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1996-1997 годы», в котором непрерывное образование фигурирует в качестве системы: среди ключевых направлений деятельности правительства появляется «развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы».
После 1999 г. стали ежегодно появляться нормативные документы, посвященные непрерывному образованию, в том числе Федеральный закон «О федеральной программе развития образования» (2000 г.). Среди основных мероприятий npoipaM- мы появляется «совершенствование системы непрерывного образования».
В новой модели образования на 2008-2020 годы непрерывному образованию также отводится значительная роль. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Всс большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования граждан.
Таким образом, тематика непрерывного образования становится все более актуальной, и, несмотря на то, что понятие непрерывного образования в России появилось сравнительно недавно, стала очевидна его необходимость как одного из аспектов образовательной модели.
В то же время приходится констатировать, что единого понимания нет, но оно необходимо в связи с развитием теории, практики, методической и нормативной базы непрерывного образования.
Разработка и согласование понятийного аппарата представляются насущной необходимостью и видятся как совместная работа представителей основных заинтересованных групп, координируемая авторитетной учебной, научной или общественно- профессиональной организацией, результатом которой должна стать система понятий в области непрерывного образования, принимаемая основными группами участников и закрепленная методическими документами Министерства образования.