Теория конкурентных преимуществ
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран" (в русском переводе книга вышла под названием "Международная конкуренция"), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимущества ми, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).
Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях. главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).
Таким образом формируются, по выражению М .Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.
Таким образом, согласно теории М.Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо "выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые".1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Граница производственных возможностей (production possibility frontier) — график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.
М. Портер. Международная конкуренция. М., 1993.
Абсолютное преимущество (absolute advantage) — возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.
Естественное преимущество (natural advantage) — способность страны производить товар более эффективно благодаря климатическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.
Приобретенное преимущество (acquired advantage) — способность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников.
Сравнительное преимущество (comparative advantage) — способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.
Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) — теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.
Парадокс Леонтьева (Leontief paradox) — противоречащий основным выводам теории Хекшера-Олина результат эмпирических исследований, проведенных В-Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.
Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) — теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.
Теория эффекта масштаба (economy-of-scale theory) — теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).
Учебно-методические материалы
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Теория абсолютного преимущества. Выигрыш от внешней торговли в результате специализации.
2. Теория сравнительного преимущества.
2.1. Торговля при постоянных издержках замещения. Сравнительные преимущества как ориентир для специализации. Максимизация выигрыша от внешней торговли при полной специализации.
2.2. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения. Отсутствие полной специализации и выравнивание предельных издержек в результате конкуренции.
3. Теория Хекшера-Олина.
3.1. Различия междустранами в обеспеченности факторами производства. Относительно избыточные и относительно дефицитные факторы производства. Обеспеченность факторами производства как основа возникновения сравнительных преимуществ и развития внешней торговли.
3.2. Эмпирическая оценка теории Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева
4. Альтернативные теории международной торговли.
4.1. Теория жизненного цикла продукта. Этапы жизненного цикла продукта и изменение направлений торговли.
4.2. Теория эффекта масштаба. Снижение издержек при росте объемов производства. Увеличение размеров фирм и монополизация рынков. Возрастание объемов внутриотраслевой и внутрифирменной торговли.
4.3. Теория конкурентных преимуществ М.Портера. Детерминанты и динамика конкурентных преимуществ.
Литература:
1. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992. Главы 2, 3, 4, 5.
2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. М„ 1997. 4.1, гл. 3, 5.
3.Кругман П. P., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. Главы 2, 4, 6.
4. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи P. Экономика. М., 1993. Глава 37.
5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы проблемы и политика. М., 1992. Глава 39.
6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992. Глава 20.
7. Дэниэлс Дж. Д., Радеба Л. X. Международный бизнес. М., 1994. Глава 4.
8. Бугла и В. Б„ Ливенце в Н.Н. Международные экономические отношения. М„ 1996. Глава 1.
9. Барр Р. Политическая экономия. М., 1995. Т.2, с. 548-565.
10.Фомичев В.И. Международная торговля. Учебник. М„ 1998, то. 1.
11.Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем состоит различие между внутренней и внешней торговлей?
2. Верно ли следующее утверждение: "В результате внешней торговли страна может потреблять больше, чем в состоянии производить".
3. Почему страна не может иметь сравнительное преимущество в производстве всех товаров, если у нее богаче природные ресурсы, больший запас капитала, более квалифицированная рабочая сила, чем в других странах?
4. Может ли страна, первоначально располагающая сравнительным преимуществом в производстве какого-либо продукта, впоследствии потерять это преимущество? Если да, то каковы будут последствия для этой страны и ее торговых партнеров?
5. "В небольших бедных странах нет ни одного избыточного фактора производства — не хватает плодородной земли, крайне ограничен запас капитала и даже рабочей силы мало. Таким странам нечего экспортировать". Обсудите это утверждение.
6. Если каждый новый продукт проходит описываемый теорией жизненный цикл, не приведет ли это в итоге к отставанию страны — инициатора нововведений (например, Японии) и образованию у нее хронического дефицита торгового баланса?
7. При совершенной конкуренции свободная торговля дает выигрыш обеим странам, торгующим между собой. Происходит ли то же самое в условиях монополистической конкуренции, когда внешняя торговля развивается в результате действия эффекта масштаба?
8. Оцените относительную роль действия эффекта масштаба и наличия сравнительных преимуществ в объяснении следующих фактов:
а) значительная часть мирового производства алюминия приходится на Норвегию и Канаду;
б) почти половина всех крупных реактивных самолетов собирается в Сиэтле (США);
в) большая часть полупроводников производится в США и Японии;
г) большая часть лучших сортов вин производится во Франции.
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Предположим, что страны Арика и Бритика производят только два товара — сахар и сталь, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице, а предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.
Затраты на выпуск 1 тонны стали | Затраты на выпуск , 1 тонны сахара | |
Арика Бритика |
а) Имеет ли Арика абсолютное преимущество в производстве стали?
б) Имеет ли Бритика сравнительное преимущество в производстве сахара?
в) Какие товары будут экспортировать и импортировать Арика и Бритика в условиях свободной торговли?
г) В каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на сталь и сахар в условиях свободной торговли между Арикой и Бритикой?
2. Ниже представлены таблицы производственных возможностей стран Х и Y. Предположим, структура спроса такова, что при отсутствии внешней торговли в стране X производится и потребляется 8 тыс. автомобилей и 3 тыс.т риса, а в стране Y — 8 тыс. автомобилей и 9 тыс.т риса.
Продукт | Производственные возможности страны Х | |||||
Автомобили (тыс.шт.) | ||||||
Рис (тыс .т) |
Продукт | Производственные возможности страны Y | |||||
Автомобили (тыс.шт.) | ||||||
Рис (тыс .т) |
а) На производстве каких товаров выгодно специализироваться странам Х и Y!
б) Каков будет прирост общего производства автомобилей и риса, полученный в результате такой специализации?
в) В каких пределах может установиться мировая цена одного автомобиля?
г) Предположим, что мировая цена устанавливается на уровне 1 автомобиль за 1 т риса и что объемы внешней торговли составляют 10 тыс. автомобилей и 10 тыс. т риса. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?
ТЕСТЫ
1. Какое из перечисленных ниже соотношений издержек в отсутствие внешней торговли является определяющим для налаживания взаимовыгодных внешнеторговых отношений:
а) соотношение издержек на производство товара А в данной стране и за рубежом;
б) соотношение издержек на производство товара А и товара Б в данной стране;
в) соотношение издержек на производство товара А, выраженных в единицах товара Б, в данной стране и за рубежом.
2. В таблице показаны производственные возможности Канады и Испании до установления внешнеторговых отношений
Продукт | Производство (единиц в день) | |
Канада | Испания | |
Телевизоры (шт.) | ||
Сыр (кг) |
Из приведенных данных следует, что:
а) Канаде выгодно специализироваться на производстве сыра;
б) взаимовыгодная торговля между Канадой и Испанией невозможна;
в) Канада обладает абсолютным преимуществом только в производстве телевизоров;
г) Испания обладает сравнительным преимуществом в производстве сыра.
3. Рассмотрим данные по двум странам, приведенные в таблице (цифры показывают затраты труда, необходимые для производства указанных товаров).
Страна А | Страна Б | |
1 единица товара Х | 1 час | 4 часа |
1 единица товара Z | 3 часа | 8 часов |
Каковы будут направления экспорта и импорта, если страны А и Б начнут торговать?
а) страна А будет экспортировать как X, так и z в страну Б-
б) страна А будет импортировать Х и экспортировать Z;
в) страна А будет экспортировать Х и импортировать Z,
г) страна А импортировать как X, так и Z.
4. Если Италия экспортирует в Германию вино, а Германия экспортирует во Италию мясо, то повышение мировой цены на вино относительно цены на мясо означает:
а) увеличение выигрыша от внешней торговли Италии,
б) изменение угла наклона линии торговых возможностей Италии;
в) изменение угла наклона линии торговых возможностей Германии;
г) все предыдущие ответы верны;
д) верны только ответы а) и б).
ОТВЕТЫ:
Задачи и упражнения:
1.
а) нет;
б) нет;
в) Арика — экспортирует сахар, импортирует сталь; Бритика — экспортирует сталь, импортирует сахар;
г) 1 т сахара < 1 т стали < 1,5 т сахара, или 0,67 т стали < 1 т сахара < 1 т стали.
2.
а) стране X выгодно специализироваться на производстве риса, а стране Y— на производстве автомобилей;
б) 4 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса;
в) 0,75 т риса < 1 автомобиль < 1,5 т риса;
г) страна X увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 2 тыс. т риса; страна Y увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 1 тыс. т риса.
Тесты: 1 в; 2. а; 3. в; 4. г.