Номинальную процентную ставку (процентную ставку, зафиксированную в кредитном договоре);
Реальную процентную ставку (номинальную процентную ставку, умноженную на уровень инфляции (вычитается уровень прироста цен в процентах).
Для предпринимателя важна реальная процентная ставка, т. е. доход, который у него останется даже в условиях инфляции.
Пример: процентная ставка = 20% годовых.
Прирост цен за год = 12%.
Реальная процентная ставка — 20% — 12% = 8%;
Получатели фиксированного дохода - лица, получающие доход в виде оклада, пенсии, пособия, с ростом цен теряют часть дохода. Поэтому правительство периодически производит индексацию, т. е. повышение заработной платы работников, получающих должностной оклад.
Модели рынка
- Полиполия (рынок совершенной конкуренции).
В рынке такого типа есть наличие многочисленной группы независимых производителей одинакового типа товаров и большого числа потребителей. В результате потребители приобретают товар у того из производителей, кто им больше нравится (личное предпочтение). Последние получают возможность реализовывать свою продукцию любому из покупателей, руководствуясь своей выгодой. В этой схеме потребитель не играет особой роли в формировании доли общего спроса.
- Олигополия (рынок несовершенной конкуренции).
Здесь ситуация выглядит следующим образом. На рынке находится значительное количество потребителей и существенно ограниченное число производителей. Они, производители, в состоянии возмещать большую часть доли общего спроса. Их мощности настолько велики, что они в состоянии делать это каждый сам. Рынок производства аэробусов может давать наглядное представление такого вида рынка.
- Рынок монополистической конкуренции.
В экономическом пространстве сосуществует множество производителей, которые поставляют разнородную продукцию. Но в отдельной сфере производства, каждый из них противостоит значительной массе потребителей. Он выступает в качестве монополиста и имеет товар, у которого нет конкуренции в этой отрасли. Примером служит продукция известных брендов, которую покупают только из-за фирменного знака.
- Монопсония (несовершенная конкуренция особого типа).
В этом случае присутствует масса самостоятельных производителей и единичный потребитель. Он может скупать весь предлагаемый товар, производимый всеми, присутствующими на рынке, производителями. Примером может послужить рынок службы занятости, когда одно предприятие скупает рабочую силу множества людей.
Товар и его свойства
Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны товара. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи. Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека. Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми обладает товар. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы. Потребительная стоимость реализуется в процессе потребления товара и проявляется лишь в отношении человека к вещи, она не выражает никаких общественных отношений, т.е. отношений между людьми. Потребительная стоимость качественно различает товары, делает их несопоставимыми между собой, не позволяет количественно сравнивать товары. Поскольку товар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других людей, для общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Товар обязательно должен быть потребительной стоимостью, иначе его никто не купит. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара. Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении. Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров. Таким общим качеством не могут быть физические, химические или какие-либо другие природные свойства, поскольку они различны у разных товаров. Общим качеством всех товаров, лежащим в основе меновых пропорций, является создавший их труд. Как результат затраты человеческого труда вообще, безотносительно к его конкретной форме, все товары качественно однородны и количественно соизмеримы. В данном случае имеются в виду не определенные, конкретные виды труда, которые качественно различны между собой и которые обусловливают особенности конкретных потребительных стоимостей, а труд в физиологическом смысле, т. е. затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека. «Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общейим всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости». Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость. Стоимость - это не только сгусток труда в товаре, но и воплощенное в нем общественное отношение, как бы прикрытое вещной оболочкой. Приравнивая в обмене свои товары по стоимости, люди тем самым вступают в экономические отношения. «Как стоимости, - отмечал К. Маркс, - товары суть общественные величины, - следовательно, нечто абсолютно отличное отих «свойств» как «вещей». В качестве стоимостей они представляют лишь отношения людей в их производственной деятельности». Таким образом, каждый товар имеет две стороны: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость и стоимость товара составляют единство, и одна без другой существовать не могут: если товар утрачивает свою потребительную стоимость, он вместе с ней утрачивает и стоимость. Товар как единство потребительной стоимости и стоимости по природе своей двойственен, противоречив. Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем. Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров. «...В стоимость, - отмечал К. Маркс - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим». Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми. Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях. Потребительная стоимость различает товары, стоимость делаетих сопоставимыми. Двойственность товара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не является потребительной стоимостью, производитель заинтересован в реализации его стоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара как стоимости может произойти только в том случае, если товар будет признанкак общественно полезная вещь, станет общественной потребительной стоимостью. Если товар не найдет покупателя, он потеряет свойство общественной потребительной стоимости, а вместе с ней он потеряет и стоимость. Труд, затраченный на его производство, окажется затраченным напрасно и не будет возмещен. Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя - труд каждого, из них является одновременно конкретным и абстрактным. Конкретный труд - это труд определенного вида, характеризующийся применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций и определенных ими профессиональными знаниями, приемами и навыками работников. Конкретный труд является источником потребительных стоимостей. Он существует на всех этапах развития общества, во всех общественно-экономических формациях, т. к. обеспечивает любое общество всеми необходимыми для его существования благами. «...Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, - писал К. Маркс, - есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». Вместе с тем в физиологическом смысле любой труд - это затраты человеческой энергии: затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека. Такой качественно однородный труд, выступающий как простая затрата физиологической энергии человека (или любой другой энергии) без конкретной формы проявления этой затраты, называется абстрактным трудом. Воплощенный в товаре абстрактный труд есть его стоимость. Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К.Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Однако именно К. Маркс внес главный вклад в трудовую теорию стоимости - открыл и проанализировал двойственный характер труда, создающего товар. «Всякий труд, - писал он, - есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости». Труд вообще и труд на других существуют на всех этапах развития общества. Однако лишь при определенных исторических условиях продукт труда приобретает форму товара, труд вообще - форму абстрактного труда, а общественная сторона продукта -форму стоимости. В стоимости воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода, специфика которого заключается в том, что общественный характер труда в условиях товарного производства скрыт его частной формой, и проявляется только в процессе обмена. Экономической основой простого и капиталистического товарного производства является частная собственность на средства производства, при которой каждый товаропроизводитель обособлен и формально независим от всех других товаропроизводителей, а его труд внешне также независим от общества. Конкретный труд товаропроизводителей выступает как частный труд. Вместе с тем, товарное производство основано на широком общественном разделении труда, что создает между товаропроизводителями неразрывные взаимосвязи и взаимозависимости: каждый обособленный товаропроизводитель изготовляет определенные потребительные стоимости не для себя, а для других членов общества. Следовательно, каждый товаропроизводитель своим трудом удовлетворяет часть общественной потребности в определенной потребительной стоимости, а поэтому труд каждого товаропроизводителя носит общественный характер. Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в сфере обмена, где он выступает как одинаковый общечеловеческий труд, воплощенный в различных товарах, т. е. как труд абстрактный. Абстрактный труд в отличие от конкретного качественно не различается у разных товаропроизводителей. Мы можем различать лишь большее или меньшее количество абстрактного труда, затраченного на изготовление товаров, и соответственно большуюили меньшую их стоимость. Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфическая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая общественные производственные отношения между обособленными товаропроизводителями. Данное положение относится и к материализации абстрактного труда - к стоимости: она не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. Обнаруживает себя стоимость, как и труд отдельного товаропроизводителя свой общественный характер, лишь через обмен товаров, через приравнивание одного товара к другому. Стоимость товаров есть выражение общественных производственных отношений между разрозненными товаропроизводителями. Таким образом, стоимость выражает исторически определенные производственные отношения людей, при которых взаимный обмен деятельностью происходит на основе обмена товаров в соответствии с затратами абстрактного труда на их производство.
Теории стоимости товара
В связи с появлением товарно-денежных отношений, носящих объективный, регулярный и всеохватывающий характер в обществе возникает необходимость измерять и соизмерять объекты купли продажи, иначе говоря, определять сколько стоит товар?
В экономической теории существует две различные теории стоимости товара - теория трудовой стоимости и теория предельной полезности. Различие двух теорий заключается в характеристике стоимости товара с разных позиций. Теория трудовой стоимости характеризует товар в основном с количественной стороны, а теория предельной полезности - с качественной. Первая теория отражает подход объективного определения величины меновой стоимости товара через затраты труда в его производстве. В соответствие с теорией предельной полезности стоимость товара определяется субъективно каждым покупателем в зависимости от полезного эффекта, который покупатель ожидает получить при потреблении товара.