Формирование научно-технической политики: цели, задачи и инструменты

Эффективное функционирование научно-технического потенциала государства возможно посредством проведения научно-технической политики, основным содержанием которой является создание условий (правовых, экономических, организационных и др.), способствующих развитию научно-технической и инновационной деятельности (производственному освоению и тиражированию нововведений) и в целом научно-технической сферы.

Государственное регулирование НТП основывается на концепции основных направлений научно-технической политики Российской Федерации. Реализуется научно-техническая политика с помощью законодательных и нормативных документов, системы макроэкономических прогнозов, программ НТП, федеральных и региональных научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и др.

Научно-техническая политика - это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое освоение, распространение крупных нововведений в народном хозяйстве. Научно-техническая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и исходит из общих тенденций социально-экономического развития страны. Особенности современной научно-технической политики связаны с тем, что она призвана обеспечить стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники. Это требует крупных вложений, организации совместной работы многих предприятий, а зачастую и создания новых отраслей производства.

Научно-техническая политика включает следующие основные элементы:

- выбор и оценку приоритетных направлений НТП с учетом перспективных запросов мирового рынка;

- совершенствование программ опережающего развития фундаментальных исследований;

- формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий, финансируемых с участием бюджетов разных уровней;

- развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам НТП;

- содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;

- создание благоприятных экономических и правовых условий для развития НТП с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;

- организацию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.

Реализация научно-технической политики государства связана с решением следующих важнейших проблем современного этапа функционирования экономики:

- необходимостью государственной поддержки фундаментальной науки;

- обоснованностью выбора научно-технических приоритетов и первоочередной поддержкой НИОКР, способствующих решению важнейших проблем социально- экономической действительности;

- целесообразностью первоочередного развития ресурсо-, энерго- и трудосберегающих наукоемких производств и технологий.

Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.


Основная цель институтов развития - преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.

Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

В настоящее время в нашей стране действует ряд институтов развития, к которым относятся:

· Инвестиционный фонд Российской Федерации;

· Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

· ОАО«Российская венчурная компания»;

· ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;

· Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;

· Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»;

· ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»;

· ОАО«Росагролизинг»;

· ОАО«Российский фонд информационно-коммуникационных технологий»;

· Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

К основным направления функционирования институтов развития относятся сферы, являющиеся ключевыми с точки зрения реализации государственной социально-экономической политики:

· развитие экономической и социальной инфраструктуры;

· развитие инновационной сферы;

· содействие развитию внешнеэкономической деятельности;

· поддержка малого и среднего бизнеса;

· устранение региональных дисбалансов в развитии (поддержка проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения).

К наиболее крупным институтам развития можно отнести Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Они оказывают поддержку проектам через финансирование бизнес-проектов,оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР.


Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. Преимущественно региональные институты развития создаются в виде фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.

По большинству указанных направлений институтами развития успешно и эффективно осуществляется деятельность по реализации государственной политики, что позволяет ускоренными темпами осуществлять развитие критичных с точки зрения модернизации отраслей и секторов экономики, а также вовлекать в этот процесс частных инвесторов, предоставляющих не только капитал, но и необходимые компетенции.

Институты развития должны обеспечить реализацию мер по становлению в Российской Федерации современной инновационной экономики, в том числе путём комплексной модернизации.

Наши рекомендации