Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги!

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Виды субсидий

- Субсидия на потребителя

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

- Субсидия на производителя

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

- Субсидия на товар

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Методология

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Оценка по трем критериям:

1) Уровень потребительского оптимума

2) Широта потребительского выбора

Бюджетное ограничение до введения субсидии

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Введение субсидии на потребителя

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Введение субсидии на товар

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОПТИМУМ

Введение субсидии на товар

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

ШИРОТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Оценка широты потребительского выбора

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Приложение 2. Practical cases. «Молочное» дело! Разрешат ли слияние компаниям

Приложение 1. Practical cases. Субсидии населению! Как эффективно расходовать бюджетные деньги! - student2.ru

Вспомогательные материалы к Practical cases 2.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 апреля 2006 г. N 108

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ

СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

VI. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

37. Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж (поставок);

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

38. В зависимости от наличия информации объем рынка определяется:

а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;

в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке покупателями, которая может в том числе определяться:

- как скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);

- как произведение обоснованных норм потребления товара на численность покупателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством покупателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;

г) иным способом.

39. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

40. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

n

CRn = SUM Di ,

i=1

где: D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке; n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

N

HHI = SUM D2i ,

i=1

где: Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке; N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

41. При количестве действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на

рынке (CR3 ), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR3 .

42. В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

Наши рекомендации