Несовершенная конкуренция и рыночная власть
1.4.1 НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА В ОТРАСЛЬ
Монополией (монопольной властью) называется рыночная структура, при которой крупнейшие производители или их объединения обладают способностью воздействовать на рыночную цену с целью получения монопольной сверхприбыли.
Рынки с наличием монопольной власти получили название рынков с несовершенной конкуренцией. В зависимости от степени монопольной власти различают следующие типы несовершенных рынков:
1) Рынки с монопольной властью производителя:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
2) Рынки с монопольной властью потребителя - монопсония.
3) Двухсторонняя монополия.
Монопольная власть возможна, если существует ограничение для входа в отрасль новых фирм. Такие ограничения называются барьерами. Наличие барьеров - обязательное условие монопольной власти.
Непреодолимым барьером для входа в отрасль являются предоставленные государством или другими административными органами исключительные права на производство данного товара или блага. Обычно такие права предоставляются фирмам, являющимися естественными монополистами.
Естественными монополиями называется рыночная ситуация, при которой одна фирма способна удовлетворить всю потребность в данном товаре (услуге) с меньшими издержками, чем несколько более мелких фирм Такие отрасли называются отраслями с ; длительным положительным эффектом масштаба.
На рис. 4.1 показана ситуация, при которой одна фирма способна удовлетворить рыночный спрос ( ) с меньшими издержками ( ), чем если бы производством занимались бы две меньшие фирмы.
Сферы деятельности естественных монополий:
а транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;
б транспортировка газа по трубопроводам;
в услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
г железнодорожные перевозки;
д услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
е услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
ж услуги коммунального хозяйства и предприятий общественного пользования.
Экономическими барьерами для входа в отрасль являются:
¾ наличие существенной экономии от масштаба;
¾ наличие патентов на технологию или продукцию;
¾ контроль основных источников ресурсов;
¾ монополизация квалифицированной рабочей силы и т.д.
1.4.2 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях, Она характеризуется следующими основными чертами:
а) одна фирма и много покупателей;
б) отсутствие товаров-заменителей;
в) отсутствие свободы выхода на рынок (в отрасль);
г) фирма - монополист устанавливает цену на свой товар;
д) совершенная информированность.
Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.
Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.
Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, кривая спроса на продукт монополиста будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода всегда ниже кривой спроса (рис. 4.2).
При этом для решения конкретных проблем часто важным оказывается тот факт, что кривая MR проходит в два раза "круче", чем кривая спроса. Докажем это положение. Пусть , тогда
(4.1)
При линейной кривой спроса когда товара продается больше, предельный доход (MR) снижается в два раза быстрее цены.
Когда MR > 0, то TP возрастает ( общий доход), MR < О, то TR сокращается. Общий доход достигает максимума, когда MR = 0 .
При MR > 0 спрос является эластичным, когда MR < 0, спрос неэластичный. Спрос обладает единичной эластичностью, когда MR = 0, а общий доход в этой точке достигает максимума (рис. 4.3).
Математически это выражается следующей зависимостью:
(4.2)
Это уравнение показывает, что предельный доход от любого выпуска зависит от цены товара и эластичности спроса по цене.
Таким образом, можно сказать, что: а) Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки (TR); б). Когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к паданию TR. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.