Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. – 367с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528с.
3. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. – мл. Органзация: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 662с.
4. Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю.Иванова, В.И.Приходько. – М.: КНОРУС, 2006. – 384с.
5. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник.-СПб:Питер, 2003.-400с.,ил.
6. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 416с.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. – М.: Дело, 2005. – 720с.
8. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 648 с.
9. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 304с.
10. Рогожин С.В. Теория организации: учебник для вузов / С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 315с.
11. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов .- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 375с.
12. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб.пособие. –М.: ИНФРА-М, 2006. – 248с.
13. Туровец О. Г. , Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие.-М.:Инфра-М,2003.-128с.
б) дополнительная литература
1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер.с англ. под ред. Л.А.Волковой. – СПб: Питер, 2002. – 448с.
2. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 700с.
3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.
4. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организаций: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 3376с.
5. Иванов М.А,, Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 392с.
6. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 240с.
7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: Инжиниринго - Консалтинговая компания «ДеКа», 1997.
8. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 320с.
9. Менар Е. Экономика организаций: Пер.с франц. / Под ред. А.Г.Худокормова. – М.:ИНФРА-М, 1996. – 160с.
10. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПБ: Питер, 2001. – 512с.
11. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864с.
12. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 603 с.
13. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. - М.: Экономика, 1995.
14. Самков В.М. Теория организации: Учебное пособие. Часть 1. -Екатеринбург: УрАГС,1998.
15. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ.ред.В.Г.Алиева. – 3-е изд. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. – 431с.
16. Теория организаций и управления в схемах, тестах и кроссвордах: Учебно-практическое пособие для вузов / Сост.В.М.Самков. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002. – 162с.
17. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб: Питер, 2001. – 512с.
18. Шейн Н. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2002.
19. Шеметов П.В. Теория организации: курс лекций / П.В.Шеметов, С.В.Петухова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 282с.
Публикации в журналах: «Вопросы экономики», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление персоналом», «ЭКО», «Эксперт» и др.
в) программное обеспечение - специального программного обеспечения не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- www.rsl.ru
- www.ecsocman.edu.ru
- www.rbc.ru
- www.rubricon.com
- www.unilib74.ru
- www.bukinist.agava.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- компьютеры с доступом в Интернет;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска;
- кейс-стади;
- тесты.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В результате изучения студентами обязательного минимума содержания дисциплины «Теория организации», предусмотренного государственным образовательным стандартом, и реализации в процессе обучения требований по обеспечению прикладной направленности дисциплины, а также самостоятельной работы обучаемых, студенты должны:
Знать:
- принципы развития и закономерности функционирования организации как социальной системы
- основные этапы развития организационно-управленческой мысли
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
- специфику влияния национальной культуры на деловую и организационную культуру
- типы организационной культуры и методы ее формирования
Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
Владеть:
- понятийным аппаратом теории организации
- навыком диагностики организационной культуры
- методами анализа внешней и внутренней среды организации
- методами проектирования организационных структур
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Преподавание теории организации осуществляется на междисциплинарном уровне и в тесной связи с задачами профессиональной деятельности будущего специалиста.
Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, зачет, экзамен.
В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем, ключевые вопросы становления, функционирования и развития организаций. Для повышения эффективности преподавания теории организации целесообразно использовать различные активные формы проведения лекций.
Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий у студентов формируются: умения логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; навыки применения основных методов, подходов теории организации для познания организационных систем и организационных процессов в реальных условиях и в ходе предстоящей практической управленческой деятельности. Для адекватной реализации полученных знаний при изучении теории организации в рамках семинарских занятий используются case-study.
На самостоятельной работе студентам прививается практика работы с литературой по теории организации и смежным дисциплинам, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие занятия помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написанию контрольной работы, научных статей и других видов научных работ.
Консультация как одна из форм учебной работы студентов, направлена на привитие навыков самостоятельного изучения материала и его интерпретации.
Текущий контроль усвоения знаний по «Теории организации» осуществляется в ходе всех видов занятий и в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой.
Промежуточный контроль (в конце первого семестра изучения дисциплины) проводится в форме зачета.
Заключительный этап изучения курса – экзамен, который проводится по билетам, в устной форме, с целью проверки степени усвоения обучаемыми программы курса «Теория организации».