Методические указания и образцы выполнения упражнений. Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Южно-Российский государственный
Технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
Методические указания и контрольные
Задания по английскому языку для
Студентов экономических специальностей
Очно-заочной и дистанционной форм
Обучения
Новочеркасск 2005
УДК 803.0:33 (0758)
ББК 81.2
Ж
Рецензент: С.В. Чернецкая, канд.филол.наук., доцент
Журавлева О.А.
Методические указания и контрольные задания по английскому языку для студентов экономических специальностей очно-заочной и дистанционной форм обучения / Шахтинский институт ЮРГТУ. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. - 84с.
Данные методические указания предназначаются для студентов экономических специальностей очно-заочной и дистанционной форм обучения. Основными целями издания являются ознакомление обучаемых с программным материалом по английскому языку и формирование у них навыков иноязычной устной и письменной речи. Контрольные задания снабжены подробными грамматическими комментариями по выполнению.
Печатается в авторской редакции.
© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2005
© Журавлева О.А., 2005
Предисловие
Данное методическое издание предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих экономику по очно-заочной и дистанционной формам обучения.
Оно состоит из 4 контрольных заданий, каждое из которых включает 5 вариантов. Материал контрольных заданий предназначается для проверки знаний по грамматике и контроля овладения лексикой по программной тематике. В работе представлены следующие темы: «Мой институт», «Жизнь студента», «Экономика стран изучаемого языка», «Экономика России», «Банковское дело » и другие. Контрольные задания снабжены подробными грамматическими комментариями по выполнению.
Методические указания рекомендуются для студентов 1-го и 2-го года обучения.
Контрольное задание №1
Перед выполнением задания необходимо усвоить следующие разделы грамматики английского языка:
1. Имя существительное. Множественное число. Артикли и предлоги как детерминанты существительного. Общий и притяжательный падеж существительного, перевод существительного в функции определения.
2. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительные обороты as…as; not so…as; the more…, the less....
3. Числительное.
4. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные и отрицательные.
5. Основные формы глагола.
6. Неопределенные времена (настоящее, прошедшее и будущее) в действительном залоге.
7. Простое распространенное предложение. Безличные предложения типа It is cold. Оборот there is/are.
Методические указания и образцы выполнения упражнений
Упражнение 1
Исчисляемые существительные имеют формы единственного и множественного числа.
Множественное число обычно образуется путем присоединения окончания –s/es к форме единственного числа:
a student – students | студент – студенты |
a box – boxes | ящик – ящики |
a story – stories | рассказ – рассказы |
a tomato - tomatoes | помидор - помидоры |
Если слово оканчивается на –f/fe, форма множественного обычно имеет окончание –ves:
a knife – knives | нож – ножи |
a wife - wives | жена - жены |
Следует запомнить ряд существительных, множественное число которых образуется не по общему правилу:
a man – men | мужчина – мужчины |
a woman – women | женщина – женщины |
a foot – feet | нога – ноги |
a tooth – teeth | зуб – зубы |
a child – children | ребенок – дети |
a sheep – sheep | овца – овцы |
a datum - data | данная величина – данные |
В случае затруднения рекомендуется справиться в словаре.
Образец выполнения упражнения:
a goose - geese | гусь - гуси |
Упражнение 2
В английском языке существительные или словосочетания могут употребляться в функции определения. Обратите внимание на различные способы перевода атрибутивных групп:
a trade union conference | профсоюзная конференция |
a library book | книга из библиотеки, библиотечная книга |
a high school kids | учащиеся средней школы |
Образец выполнения упражнения:
The economics teacher asked the students to tell her about their summer training in banks.
Преподаватель экономики попросила студентов рассказать ей о летней практике в банках.
Упражнение 3
Притяжательный падеж существительного может обозначать:
1) принадлежность лицу или животному:
Ben's car | автомобиль Бена |
the cat's tail | хвост кошки |
2) принадлежность миру, стране, городу, кораблю, некоторым предметам:
Russia's economy | экономика России |
the Titanic's cabins | каюты «Титаника» |
3) отношения подчиненности:
the company's staff | персонал компании |
4) отношения взаимодействия:
Ann's colleagues | коллеги Энн |
5) отношения времени, расстояния, стоимости:
a two week's vacation | двухнедельный отпуск |
a mile's distance | расстояние в 1 милю |
five dollars' worth | стоимостью в 5 долларов |
6) предназначение:
men's clothes | мужская одежда |
Притяжательный падеж существительных в единственном числе имеет окончание - 's: Bob's boss начальник Боба.
Существительные, оканчивающиеся во множительном числе на -e(s), образуют притяжательный падеж путем прибавления апострофа: the workers' wages зарплата рабочих.
Остальные существительные во множительном числе имеют окончание -'s: women's hats женские шляпы.
Упражнение 4
Английские прилагательные имеют положительную, сравнительную и превосходную степени сравнения.
Односложные и двусложные прилагательные, оканчивающиеся на буквы –y, –er, -le, -ow, образуют сравнительную степень путем прибавлениясуффикса –er и превосходную степень – -est.
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
big большой | bigger больше | the biggest самый большой |
happy счастливый | happier счастливее | the happiest самый счастливый |
clever умный | cleverer умнее | the cleverest самый умный |
simple простой | simpler проще | the simplest самый простой |
narrow узкий | narrower уже | the narrowest самый узкий |
Остальные двусложные и многосложные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степени путем постановки слов more и (the) most перед положительной степенью.
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
useful полезный | more useful полезнее | the most useful самый полезный |
У некоторых прилагательных сравнительная и превосходная степени образуются не по общим правилам, например:
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
good хороший | better лучше | the best самый лучший |
bad плохой | worse хуже | the worst самый плохой |
little маленький | less меньше | the least самый маленький |
Образец выполнения упражнения:
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
late поздний | 1) later более поздний 2) latter последний из двух (по порядку) | 1) the latest самый поздний (по времени) 2) the last самый последний (по порядку), прошлый |
Упражнение 5
Обратите внимание на перевод следующих сравнительных оборотов:
as – как, когда, в качестве кого
as...as... - такой же...как, не так...как
not as...as... - не такой...как, не так...как
not so... as... - не такой...как, не так...как
much + прилагательное (наречие) в сравнительной степени - гораздо...
far + прилагательное (наречие) в сравнительной степени - гораздо...
the + прилагательное (наречие) в сравнительной степени, | the + прилагательное (наречие) в сравнительной степени - чем..., тем... |
Образец выполнения упражнения:
Нe is as tall as his father. | Он такой же высокий, как его отец. |
It's clear as day. | Это ясно как день. |
The more, the better. March is not so cold as February. Март не такой холодный, как февраль. | Чем больше, тем лучше. |
Упражнение 6
В английском языке различают 4 основных формы глагола: неопределенная форма, прошедшее простое (или неопределенное) время, причастие прошедшего времени, причастие настоящего времени.
1. Неопределенная форма (the Infinitive) отвечает на вопрос: «Что делать?».
Признаком неопределенной формы является частица to.
Например, to mark – отмечать, ставить отметку; to make – делать.
2. Форма прошедшего простого времени правильных (стандартных) глаголов образуется прибавлением суффикса – ed к основе глагола:
to mark – marked – отметил.
Форма прошедшего времени (Past Simple) неправильных (нестандартных) глаголов определяется по словарю: to make – made - делал.
3. Причастие прошедшего времени (Participle II) правильных глаголов образуется прибавлением суффикса – ed- к неопределенной форме без to:
to mark – marked – отмеченный.
Форма причастия прошедшего времени неправильного глагола определяется по словарю.
Например, to make – made - сделанный.
4. Причастие настоящего времени (Participle I) образуется прибавлением суффикса –ing к основе глагола:
- marking – отмечающий, making – делающий.
Образец выполнения упражнения:
To mark – marked - marked - marking | отмечать |
To make – made - made - making | делать |
Упражнение 7
Простые времена (Simple Tenses) используются для выражения общеизвестных фактов, повторяющихся, постоянных и однократных действий в настоящем, прошлом или будущем.
Простые времена в действительном залоге имеют следующие формы:
Present Simple | Past Simple | Future Simple |
I (you, we, they) work / write He (she, it) works / writes | worked wrote | I (we) shall work / write I (you, he, she, it, we, they) will work / write |
Глагол to be (быть) имеет следующие формы:
Present Simple | Past Simple | Future Simple |
I am He (she, it) is you (we, they) are | I (he, she, it) was You (we, they) were | I (we) shall be I (you, he, she, it, we, they) will be |
Образец выполнения упражнения:
I drink coffee in the morning. Утром я пью кофе.
Drink - Present Simple Active от неправильного глагола to drink - пить.
The conference began at 10 o'clock. Конференция началась в 10 часов
Began - Past Simple Active от неправильного глагола to begin - начинать.
We shall start to work tomorrow. Мы начнем работать завтра.
Shall start - Future Simple Active от неправильного глагола to start - начинать
Упражнение 8
Оборот there is/are обозначает местонахождение предмета или лица и переводится «имеется, находится, есть». В русском языке соответствующие предложения обычно начинаются обстоятельством времени или места.
После сказуемых there is (Present Simple), there was (Past Simple), there will be (Future Simple) употребляются существительные в единственном числе.
There is a good theatre in our town.
В нашем городе есть хороший театр.
После сказуемых there are (Present Simple), there were (Past Simple), there will be (Future Simple) употребляются существительные во множественном числе.
There were five people at the bus stop.
На автобусной остановке было пять человек.
Упражнение 9
В безличных именных предложениях роль подлежащего выполняет местоимение – it. Сказуемое состоит из глагола связки (to be, to get, to become и др.) и именной части, выраженной прилагательным, существительным или числительным.
Образец выполнения упражнения:
It is late. | Поздно. |
It is spring now. | Сейчас весна. |
It’s 9 o’clock. | 9 часов. |
Упражнение 10
Образец выполнения упражнения:
родилась – was born.
Вариант 1
1. Образуйте формы множественного числа следующих существительных. Переведите существительные в единственном и множественном числе на русский язык:
An economist, an exercise-book, a machine, a city, a man, a policeman, a knife, a sanatorium, a boy, a deer, a pager.
2. Переведите на русский язык следующие предложения, содержащие атрибутивные группы. Подчеркните существительные в функции определения:
1. The mathematics teacher entered the lecture room. 2. I received a wedding invitation from my old friend. 3. My elder brother Bob is a college student. 4. There were a lot of spectators at the city stadium.
3. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на значения притяжательного падежа существительных:
1. I read today's paper in the morning. 2. Many tourists visit Moscow's museums. 3. This is my brother's car. 4. The students' books were on the table.
4. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных, переведите их на русский язык:
Small, cool, easy, simple, large, little, good, useful, short, profitable.
5. Перепишите и письменно переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на особенности перевода сравнительных оборотов:
1. Му father works as a rescuer. 2. She is as good a cook as her mother is. 3. This
task is not so easy as you think it is. 4. You are younger than your friend. 5. This work is much better than that one. 6. The bigger is the city, the heavier is the traffic.
6. Напишите основные формы следующих глаголов и переведите их на русский язык:
Be, bear, have, marry, work, sell, look, weigh, wrap, dream, enter, attend, get, make, take, enjoy, want, become, begin, end.
7. Переведите следующие предложения на русский язык. Определите видо-
временные формы глагола:
1. The Earth goes round the Sun. 2. The Great Patriotic War began in 1941 and ended in 1945. 3. Coca-Cola is a favorite drink with many people. 4. My brother will go to university next year.
8. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимание на правила перевода оборота местонахождения there is/are:
1. There are a lot of modern buildings in the center of the city. 2. There were a lot of financial documents on the book-keeper's desk. 3. There will be 30 people at the reception. 4. There was much traffic on the road at night. 5. There is a car at the entrance to the house.
9. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на перевод безличных предложений:
1. It is dark. 2. It's important to have good education. 3. It was 7 o'clock. 4. It gets light at 5 o'clock in the morning. 5. It was summer.
10. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующий текст:
About Myself
Hello! I am Anna Vetrova. I am from Shakhty, Rostov region. I am 25. I was born in Rostov-on-Don, my parents moved to this city. I am married. I have a husband and a son. My husband works as an engineer. My son goes to a nursery school.
I have to support my family, and I work as a shop-assistant in a small food shop. It is a combined bakery and grocery. Bread, cakes, biscuits, flour, sugar, tinned foods and some other products are sold in the shop. We are open from 8 a.m. to 8 p.m. I work on day shift. My working day begins at 7 a.m. and ends at 2 p.m. I work on weekdays. My days off are on Sunday. My salary is not very high. I get 1800 roubles a month. My responsibility is to serve customers. I sell things to customers and help them to find what they are looking for. Sometimes I weigh products, package them in boxes or wrap them up in paper. I like serving people. The worst part of the job is cleaning up at the end of the day - it is such a bore.
I dream of becoming a manager in a shop. I am an extra-mural student at the Shakhty Branch of Novocherkassk State Technical University. I entered the university last year. I am a first-year student. I attend lectures, classes and seminars twice a year: in January and in June. Then I have tests and examinations. It is difficult for me to combine work with studies. But I hope I will get good and excellent marks in all subjects. This year we are taking mathematics, physics, political science, social science and English. I look forward to studying specialized disciplines: economics, accounting, management, marketing, statistics and logistics. I enjoy mixing with my fellow students. We have common interests. All of us want to be good specialists.
11. Выпишите из текста английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
Родилась, переехали, замужем, содержать семью, булочная, бакалейный магазин, работаю в первую смену, обслуживать покупателей, ищут, взвешиваю, упаковываю, заворачиваю, студент-заочник, студент первого курса, в университет, посещать лекции, совмещать работу и учебу, сдаю зачеты и экзамены, с нетерпением ждать, бухгалтерский учет, люблю общаться с, общие интересы.
12. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Where does Anna work?
2. How much does she make?
3. What is her responsibility at work?
4. Where does Anna study?
5. What does Anna dream to become?
13. Напишите рассказ о себе.
Вариант 2
1. Образуйте формы множественного числа следующих существительных. Переведите существительные в единственном и множественном числе на русский язык:
A manager, a notebook, a car, a lorry, a woman, a sportsman, a life, a datum, a day, a means, a calculator.
2. Переведите на русский язык следующие предложения, содержащие атрибутивные группы. Подчеркните существительные в функции определения:
1. The doctor prescribed the patient memory pills. 2. Many people were present at the wedding ceremony. 3. The manager answered a lot of business letters through e-mail. 4. There are usually a lot of people in the city park.
3. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на значения притяжательного падежа существительных:
1. I remember yesterday's conversation with my chief. 2. Many people see the capital's sights every year.3. This is my friend's house. 4. The children's room is upstairs.
4. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных, переведите их на русский язык:
Big, warm, dirty, clever, dark, good, bad, beautiful, heavy, interesting.
5. Перепишите и письменно переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на особенности перевода сравнительных оборотов:
1. They are as busy as we are. 2. The night was as hard as the day. 3. Your flat is not as large as his. 4. He is stronger that his rival. 5. This assignment is much more difficult than that one. 6. The more interesting is the play, the more spectators come to the theatre.
6. Напишите основные формы следующих глаголов и переведите их на русский язык:
Get, wake, ring, switch on, go, brush, prepare, leave, take, employ, help, show, begin, finish, do, study, watch.
7. Переведите следующие предложения на русский язык. Определите видовременные формы глагола:
1. Oranges and lemons grow in warm countries. 2. William Shakespeare died in 1616. 3. McDonald's is one of the most prosperous companies in the world.
4. My sister will become a manager.
8. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимание на правила перевода оборота местонахождения there is/are:
1. There is a bank near the theatre. 2. There were a lot of books in the library. 3. There will be several successful businessmen at the cocktail party. 4. There is little furniture in the office. 5. There are many flowers in the yard.
9. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на перевод безличных предложений:
1. It is hot. 2. It's necessary to work hard at your English. 3. It was 7 p.m.
4. It gets dark early in winter. 5. It was late spring.
10. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующий текст:
My working day
My alarm clock rings and wakes me up at 6 o'clock. I switch on the television, make my bed and do my morning exercises. I go to the bathroom, clean my teeth, wash and brush my hair.
Then I go to the kitchen and prepare a light breakfast. My husband, my son and I have meals in the kitchen. I lay the table and we have sandwiches, a cup of coffee and cakes.
We leave home at half past seven. My husband takes our son to the kindergarten and goes to work. His office is not far from our house. I go to work by bus. It takes me 20 minutes to get to the office.
I am employed by a private trade company. I'm a trainee in the Accounting Department. I did an accounting course last year. I work under the chief accountant. She helps me to learn the skills needed for the job. My colleagues explain to me how to prepare financial reports, income statements, and balance sheets.
I work an eight-hour day, Monday to Friday. I begin work at 8 a.m. and finish work at 5 p.m. I have a break for lunch at 12 o'clock. My colleagues and I usually go to a cafe. I have meat, salad and a glass of juice for lunch.
After work I do the shopping. I come home, and prepare a meal. My husband and I usually have meat, spaghetti, rolls and a cup of tea. I wash the dishes, and tidy up the flat.
Then I do my homework because I am a first-year student of an Extra-Mural Faculty. I study economics. After graduation I would like to go into management.
I usually read my textbooks, do tests, prepare term papers. I borrow all the necessary textbooks from the institute library. Sometimes I have to go to the reading-room and study there.
In the evening my husband and I go for a walk, watch TV or read books, newspapers and magazines. I take a shower and go to bed at 11 o'clock.
11. Выпишите из текста английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
Будильник, звенит, будит, включаю, заправляю кровать, чищу зубы, принимаю пищу, накрываю на стол, частная торговая компания, стажер, бухгалтерия, курсы бухгалтеров, главный бухгалтер, финансовые отчеты, заявления о доходах, балансовые отчеты, перерыв, делаю покупки, мою посуду, убираю квартиру, студент первого курса заочного факультета, изучаю, делаю контрольные работы, беру все необходимые учебники в институтской библиотеке, читальный зал, принимаю душ, ложусь спать.
12. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. When do you get up?
2. What do you eat for breakfast?
3. What is your place of work?
4. What year are you in at the institute?
5. What faculty are you in?
13. Напишите рассказ о своем рабочем дне.
Вариант 3
1. Образуйте формы множественного числа следующих существительных. Переведите существительные в единственном и множественном числе на русский язык:
A banker, a computer, a bus, a story, a foot, a businessman, a wife, a nucleus, a toy, a sheep, a player.
2. Переведите на русский язык следующие предложения, содержащие атрибутивные группы. Подчеркните существительные в функции определения:
1. A programmer is a specialist who writes computer programmes. 2. The theatre is situated in the city centre. 3. This engineer works on night shift. 4. There are a lot of holiday-makers on the town beach.
3. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на значения притяжательного падежа существительных:
1. We shall speak about it at tomorrow's lesson. 2. The city's streets are wide and clean. 3. I buy bread at the baker's. 4. The children's mother is a book-keeper.
4. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных, переведите их на русский язык:
Hot, young, happy, narrow, light, bad, good, difficult, angry, flexible..
5. Перепишите и письменно переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на особенности перевода сравнительных оборотов:
1. She is as clever as her sister. 2. She is as good a teacher as her grand mother was. 3. You salary is not as good as hers. 4. In winter days are shorter and nights are longer than in summer. 5. This book is much more interesting than that one. 6. The higher are the prices, the less people buy.
6. Напишите основные формы следующих глаголов и переведите их на русский язык:
Be, occupy, found, organize, provide, head, incorporate, attend, establish, take, study, deliver, consist, begin, end, make, write, come, work, get.
7. Переведите следующие предложения на русский язык. Определите видо-
временные формы глагола:
1. Our planet is round. 2. Primitive people lived in caves. 3. Some people say that Colgate is the best toothpaste in the world. 4. I will be an accountant.
8. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимание на правила перевода оборота местонахождения there is/are:
1. There are a lot of students in the lecture hall. 2. There were two visitors in the office. 3. I think there will be hundreds of people at the meeting. 4. There were few industrial enterprises in the town some decades ago.5. There is a food shop not far from my house.
9. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на перевод безличных предложений:
1. It is warm. 2. It's important to read a lot. 3. It was 3 a.m.4. It got dark at 5 p.m. 5. It was early morning.
10. Прочитайте и письменно переведите на русский язык следующий текст:
My day off
I work on weekdays and Saturdays. So I get Sundays as my day off. From time to time my boss asks me to go in on my day off when there is a lot of work in the office. I don't like it, but I have to. Besides, extra work is paid and I earn overtime. Luckily, it happens not very often.
On Sundays my husband and I get up later than usual. We have breakfast and go shopping. There are a lot of different shops in the city. I like to do all the shopping in the nearest shop or in the market. We buy meet, fish, vegetables and dairy products. Then we return home and tidy up the flat together.
My husband and I prefer to dine out on Sunday. There are a lot of good cafes and restaurants in the city. We often meet our friends downtown or in the park. Sometimes we go to the cinema or theatre together. There is a good drama theatre in the city. I am fond of comedies and musicals.
We like to go to see our friends. They have a house in the suburb. There is a nice garden full of fruit trees and flowers near the house. I enjoy staying in the fresh air. When the weather is nasty, we watch video films and discuss different subjects.
When my husband and I come back home, we watch TV, read books, newspapers and magazines. After supper I wash the dishes and do my homework. Then I have a bath and go to bed.
11. Найдите в тексте английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
Выходной день, начальник, выйти на работу в выходной день, получать за сверхурочную работу, делать покупки, ближайший магазин, молочные продукты, убирать квартиру, обедать вне дома, центральная часть города, в пригороде, оставаться на свежем воздухе, погода ненастная, мыть посуду, выполнять домашнюю работу, принимать ванну, ложиться спать.
12. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. When do you have your day off?
2. What do you do on your day off?
3. What do you like to do on your day off?
4. Do you go to the park on Sunday?
5. Do you visit your friends on your day off?
13. Напишите рассказ о своем выходном дне.
Вариант 4
1. Образуйте формы множественного числа следующих существительных. Переведите существительные в единственном и множественном числе на русский язык:
A dealer, an eraser, a train, a baby, a tooth, a postman, a shelf, a radius, a play, a fish, a telephone.
2. Переведите на русский язык следующие предложения, содержащие атрибутивные группы. Подчеркните существительные в функции определения:
1. Most people think that cell phones and pagers are useful. 2. Our tennis players won the city tennis tournament last year. 3. The university building is old and beautiful. 4. There are a lot of people in the city centre .
3. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на значения притяжательного падежа существительных:
1. I didn't like yesterday's show. 2. A lot of people visit London's places of interest. 3. They live at a mile's distance. 4. The employees' salaries are low.
4. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных, переведите их на русский язык:
Long, sweet, busy, clear, messy, late, bad, careful, silly, amusing.
5. Перепишите и письменно переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на особенности перевода сравнительных оборотов:
1. She is as beautiful as her mother. 2. He is as good an economist as his colleague is. 3. His factory is not so profitable as yours. 4. In the Crimea winters are warmer than in the central part of the country. 5. This job is much more interesting than yours. 6. The warmer is the weather, the more people are at the seaside.
6. Напишите основные формы следующих глаголов и переведите их на русский язык:
Study, be, train, establish, found, work, take, specialize, make, get, do, start, finish, dream, leave, sit, stand, stay, receive.
7. Переведите следующие предложения на русский язык. Определите видо-
временные формы глагола:
1. The Volga runs into the Caspian Sea. 2. Jonathan Swift wrote “Gulliver's Travels” when he was about 60. 3. Levis is a trademark of popular and fashionable jeans. 4. My family will go to the seaside in the summer.
8. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимание на правила перевода оборота местонахождения there is/are:
1. There are several computer rooms in the institute. 2. There was a telephone on the desk. 3. There will be four or five guests at her birthday party. 4. There are 27 industrial enterprises in the city. 5. There is a bus stop near my house.
9. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на перевод безличных предложений:
1. It is cold. 2. It's necessary to be in time for work. 3. It was 10 o'clock. 4. It got light at 6. 5. It was winter.
10. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующий текст:
Our Institute
I am a first-year student of the Shakhty Branch of South Russia State Technical University.
Our institute is situated in the center of the city. It occupies a big beautiful five-storeyed building. There is a green square in front of the institute.
The Institute was founded in 1958. It was established for training engineers for the mining industry of the Rostov region. It is one of the most important higher schools in the town. The high standard of teaching is provided by the skilled teaching staff. The total enrollment is about 2.500 students. The institute is headed by the director.
There are six faculties at the institute. They are the Mining Construction Faculty, the Faculty of Mechanics and Technology, the Faculty of Humanities and Economics, the Faculty of Qualification Improvement, the Preparatory Faculty and the Faculty of Extra-Mural and Distance Education. Each faculty is headed by the dean. The institute has a college.
The Extra-Mural Faculty is involved with part-time students. Extra-mural students either attend classes twice a week or study by correspondence.
The Department of Economics and Law was established in 1993. The Department of Management and Marketing was organized in 2000. Еconomic students study general sciences, humanities and specialized subjects. They take mathematics, physics, chemistry, technical drawing, computing. The students also study social sciences and foreign languages. Qualified lecturers deliver lectures on economics, accounting, advertising, marketing, statistics, logistics and management. After completing the course of training and passing the exams young people are qualified as economists, managers and lawyers.
The academic year consists of two terms. The first term begins in September and ends in December. The second term begins in February and ends in May. Extra-mural students write tests in different subjects and send them to the institute. In January and June they come to the institute and take tests and examinations. The term of part-time tuition is 6 years.
In the institute there is a library, a reading-room, lecture halls, computer rooms, well-equipped laboratories, gymnasiums and a sports ground.
After graduation from the institute young people work in banks, plants, mines, and private companies.
11. Выпишите из текста английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
Филиал, государственный, занимает, горно-добывающая промышленность, высокий уровень преподавания, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, общее число студентов, горно-строительный факультет, механико-технологический факультет, гуманитарно-экономический факультет, подготовительный факультет, факультет заочного и дистанционного обучения, факультет повышения квалификации, студенты-заочники, посещать занятия два раза в неделю, учатся заочно, кафедра экономики и права, общеобразовательные науки, гуманитарные науки, специальные предметы, читают лекции, бухгалтерский учет, рекламное дело, проходят практику, учебный год, семестр, курс заочного обучения.
12. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. What higher school do you study at?
2. When was the institute founded?
3. How often do extra-mural students attend classes?
4. What is the term of part-time tuition?
5. Where do young specialists work after graduation?
13. Напишите рассказ об учебных заведениях, в которых вы учились и учитесь в настоящее время.
Вариант 5
1. Образуйте формы множественного числа следующих существительных. Переведите существительные в единственном и множественном числе на русский язык:
A broker, a printer, a plane, a lady, a child, an Englishman, a half, an antenna, a tray, a works, a device.
2. Переведите на русский язык следующие предложения, содержащие атрибутивные группы. Подчеркните существительные в функции определения:
1. Computer users say that the Internet saves time and money. 2. Many people go in for summer sports. 3. The company headquarters are in Moscow. 4. There are a lot of customers in the trade centre.
3. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на значения притяжательного падежа существительных:
1. We spoke about today's meeting. 2. Londoners like to spend their free time in the capital's parks. 3. Where can I buy women's clothes? 4. The workers' wages are high.
4. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных, переведите их на русский язык:
Cold, broad, nasty, strong, brave, near, little, inventive, tall, pleasant.
5. Перепишите и письменно переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на особенности перевода сравнительных оборотов:
1. She is a busy as a bee. 2. She is as experienced a book-keeper as her friend is. 3. Your business is not so profitable as his. 4. In the northern part of Russia summers are cooler than in the south. 5. This businessman is much more successful than your friend. 6. The better is advertising, the more goods are sold.
6. Напишите основные формы следующих глаголов и переведите их на русский язык:
Give, take, break, begin, finish, receive, add, develop, have, believe, send, go, travel, work, be, study, learn, make, like, love.
7. Переведите следующие предложения на русский язык. Определите видовременные формы глагола:
1. Canada is located in North America. 2. Walter Scott's first novel appeared in 1814. 3. Wrigles is a trademark of chewing gum made by US company Wrigley and sold all over the world. 4. My brother will take his driving test next month.
8. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимание на правила перевода оборота местонахождения there is/are:
1. There is a language laboratory on the fourth floor. 2. There was a Xerox-copier near the window. 3. There will be hundreds of new books at the book exhibition. 4. There is little coffee in the coffee-pot. 5. There are several higher educational institutions in the city.
9. Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на перевод безличных предложений:
1. It is cool. 2. It's important to find a good job. 3. It was 9 o'clock. 4. It got dark early in the evening. 5. It was autumn.
10. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующий текст:
My Speciality
I am a first-year student at the Shakhty Branch of South Russia State Technical University.
I'm happy to study here, because this university is one of the best higher educational establishments in the south of Russia. It was founded in Novocherkassk in 1906. At that time it was called the Don Polytechnic Institute. Since then the university has trained a lot of qualified specialists for different branches of the Russian economy. The Shakhty Branch was established in 1958. Skilled lecturers and teachers work at the institute. It trains engineers, economists, managers and sociologists. I study in the Extra-Mural Faculty. I take a course of economics. Economics is the oldest of the social sciences studying economy: the production of wealth in a society and the consumption of money, the development of industry and trade. Economics formulates laws and principles of economic development. An economy is the system according to which the money, industry, and trade of a country or region are organized.
My specialization is Economy and Management at the Enterprise. At the institute we study many important specialized subjects: economics, accounting, advertising, marketing, statistics, logistics and management.
Full-time students get practical training in offices, banks and mines. Part-time students support their practical experience with theoretical knowledge and research. After completing the course of training young specialists are qualified as managers-economists and managers-lawyers.
Graduates of the institute can work in different plants, factories and companies. They fill positions in production, accounting, marketing and advertising departments.
The profession of an economist is very useful and important. Economists help to determine the economic strategy of a company or enterprise. They study the economic situation and predict future changes on the market and aid in taking business decisions. Economists forecast a situation that is good financially for an individual or a company to buy or sell goods or shares.
A manager is a person who is responsible for running a department of an organization, enterprise, shop or business. They put the business goals into practice and control the activities of the organization. They conduct negotiations, conclude contracts. Managers hire and fire employees.
Economists-lawyers are specialists in business law (торговое право) and labour law (трудовое право). They ensure legality of business activity.
In the future I hope to get a well-paid job with a prosperous company. I work hard and do my best to make a good economist.
11. Найдите в тексте английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
Студент первого курса, высшие учебные заведения, был основан, филиал, высококвалифицированные специалисты, заочный факультет, изучаю курс экономики, предприятие, бухгалтерский учет, реклама, студенты дневного обучения, студенты заочного обучения, после завершения курса, отделы, определять экономическую стратегию, предсказывать будущие изменения, проводят переговоры, заключают контракты, обеспечивают законность.
12. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. What year are you in?
2. What higher school are you at?
3. What is you speciality?
4. What subjects do you take at the institute?
5. What do you want to become?
13. Напишите рассказ о своей будущей профессии.
Контрольное задание № 2
Перед выполнением задания необходимо усвоить следующие разделы грамматики английского языка:
1. Страдательный залог.
2. Простые времена (настоящее, прошедшее и будущее) в страдательном залоге.
3. Длительные времена (настоящее, прошедшее и будущее) в действительном залоге.
4. Длительные времена (настоящее, прошедшее) в страдательном залоге.
5. Модальные глаголы: а) модальные глаголы, выражающие возможность: can, may и их эквиваленты; б) модальные глаголы, выражающие долженствование: must и его эквиваленты, should, ought to.
6. Повелительные предложения с глаголом let.
7. Сложносочиненные предложения.
8. Бессоюзные предложения.
9. Сложноподчиненные предложения. Придаточные обстоятельственные предложения времени и условия.
10. Интернациональные слова.
Методические указания и образцы выполнения упражнений
Упражнение 1
В английском языке переходные глаголы имеют формы действительного и страдательного залога.
Глагол в действительном залоге обозначает действие, выполняемое подлежащим.
The secretary sent the letter yesterday. – Секретарь отправил письмо вчера.
Глагол в страдательном залоге обозначает действие, выполняемое над подлежащим.
The letter was sent yesterday. – Письмо было отправлено вчера.
Времена страдательного залога образуются при помощи вспомогательного глагола to be в соответствующем времени и причастия прошедшего времени (3-я форма) смыслового глагола.
Простые времена в страдательном залоге имеют следующие формы:
Present Simple | Past Simple | Future Simple |
I am asked/taught | I (he,she, it) was asked/taught | I (we) shall be asked/taught |
You are asked/taught He (she, it) is asked/taught | You (we, they) were asked/taught | I (we, you, he, she, it, they) will be asked/taught |
We are asked/taught | ||
They are asked/taught |
Образец выполнения задания:
1. The man showed us the way.
Человек показал нам дорогу.
Showed – Past Simple Active от неправильного глагола to show (показывать).
2. The telegramme was received on Friday.
Телеграмма была получена в пятницу.
Was received – Past Simple Passive от правильного глагола to receive (получать).
Упражнение 2
Длительные времена употребляются для выражения действий в их развитии в определенный момент или период в настоящем, прошедшем или будущем.
Длительные времена образуются при помощи вспомогательного глагола to be в соответствующем времени и причастия настоящего времени (4-я форма) смыслового глагола.
Длительные времена в действительном залоге имеют следующие формы:
Present Continuous | Past Continuous | Future Continuous |
I am working You (we, they) are working He (she, it) is working | I (he, she, it) was working You (we, they) were working | I (we) shall be working I (you, he, she, it, we, they) will be working |
Образец выполнения задания:
He is working at his term paper now. Он сейчас работает над курсовым проектом.
Is working – Present Continuous Active от правильного глагола to work – работать.
Упражнение 3
В разговорной речи Present Continuous употребляется для выражения запланированного действия в ближайшем будущем.
We are having a party tonight. Сегодня вечером у нас будет вечеринка.
Выражение to be going переводится «собираться» или глаголом в будущем времени.
I am going to take part in the conference. Я собираюсь принять участие в конференции.
He is going to fail his examination tomorrow. Он провалится завтра на экзамене.
Упражнение 4
Present Continuous и Past Continuous – употребляются в страдательном залоге и выражают действия, выполняемые над подлежащим в их развитии, происходящие в определенный момент или период в настоящем или прошедшем временах.
Длительные времена в страдательном залоге имеют следующие формы:
Present Continuous Passive | I am being asked/sent You (we, they) are being asked/sent He (she, it) is being asked/sent |
Past Continuous Passive | I (he, she, it) was being asked/sent You (we, they) were being asked/sent |
Образец выполнения задания:
The speaker is being listened to with great attention.
Выступающего слушают с большим вниманием.
Is being listened - Present Continuous Passive от правильного глагола to listen - слушать.
Упражнение 5
Повелительные предложения, выражающие побуждение к действию и просьбы, могут содержать глагол-сказуемое let (разрешать, позволять). После глагола let употребляется существительное или местоимение в объектном падеже и инфинитив без частицы to.
Let me think. Разрешите мне подумать.
Let him go. Отпустите его.
Let her wait. Пусть она подождет.
Let us get down to business. Давайте приступим к делу.
Let´s go for a coffee. Пойдем выпьем кофе.
Let the children stay at home. Пусть дети останутся дома.
Упражнение 6
Модальный глагол can (could) используется для выражения умственной и физической возможности, просьбы, разрешения, запрещения.
Форма can (могу) употребляется в настоящем простом времени, could (мог) – в прошедшем простом времени. В будущем простом времени используется заменитель to be able to в форме shall/will be able to (смогу).
Can you swim? Ты умеешь плавать?
I could swim well when I was young. В молодости я хорошо умел плавать.
In a year you will be able to swim well. Через год ты сможешь хорошо плавать.
Модальный глагол may употребляется для выражения разрешения, просьбы, запрещения, возможности.
Форма may (можешь, можно, возможно) используется в настоящем простом времени, might (мог, могло быть) – в прошедшем простом времени и сослагательном наклонении. В будущем простом времени для выражения разрешения употребляются заменители to be allowed to, shall/will be permitted to.
- May I come in? Можно войти?
- Yes, you may. Да, можно. No, you may not. Нет, нельзя.
We thought we might meet you there. Мы думали, что, возможно, встретим вас там.
I hope you will be allowed to join us. Я надеюсь, тебе разрешат пойти с нами.
Примечательно, что глаголы can (could) и may используются в сходных ситуациях для выражения просьб.
Can/Could/May I have your book, please? Можно взять вашу книгу?
Упражнение 7
Модальный глагол must имеет значение долженствования, необходимости совершения действия, приказания или совета и переводится на русский язык «должен», «нужно», «надо». must употребляется только в настоящем времени. Его самым близким по значению эквивалентом является глагол have to (должен, приходится). В прошедшем времени вместо глагола must используется форма had to (должен был, пришлось), в будущем времени – shall/will have to.
Must I write it down? Мне нужно это записать?
I had to go to work yesterday. Я должен был / Мне пришлось пойти вчера на работу.
You will have to go shopping. Тебе придется пойти за покупками.
Отрицательная форма must not переводится «нельзя».
You mustn´t miss your lessons. Вам нельзя пропускать уроки.
Упражнение 8
Модальные глаголы should и ought to переводятся «должен», «следует» и выражают моральную необходимость, необходимость при определенных обстоятельствах, рекомендацию, совет, увещевание. Эти глаголы имеют только одну форму.
You shouldn’t do it this way. Вам не так это следует делать.
You ought to do it my way. Вам следует это делать по-моему.
Упражнение 9
Обстоятельственные предложения времени вводятся союзами when, as soon as (как только), until, till (пока не), before (прежде чем), after (после того как) и др.
Call me when your father comes home. Позвони мне, когда твой отец придет домой.
Обстоятельственные придаточные предложения условия чаще всего вводятся союзами if (если), unless (если не), provided (при условии что), in case (в случае если) и др.
You will not go to the disco unless you finish your homework. Ты не пойдешь на дискотеку, если не закончишь домашнюю работу.
Следует обратить внимание, что в обстоятельственных придаточных предложениях времени и условия для выражения действий в будущем употребляются настоящие времена (Present Simple или Present Perfect).
Образец выполнения упражнения:
Don’t disturb me unless something unexpected happens.
Не беспокойте меня, если не случится что-нибудь неожиданное.
… unless something unexpected happens – обстоятельственное придаточное предложение времени.
Упражнение 10
В английском и русском языках есть слова, имеющие одинаковые корни. Такие слова называются интернациональными. О значении таких слов легко догадаться.
Например, economics – экономика.
Однако некоторые похожие слова не совпадают по значению в разных языках.
Например, magazine – журнал.
Поэтому в случае затруднения рекомендуется уточнить их значение по словарю.
Вариант 1
1. Перепишите и переведите на русский язык следующие предложения. Определите в них видовременную форму глагола-сказуемого:
1. Important documents are kept by the secretary in the safe. 2. The manager told us about his business trip to the USA. 3. The exhibition was organized by five famous trading companies. 4. Russia has trade relations with many countries. 5. You will be invited to the party.
2. Перепишите и переведите на русский язык следующие предложения. Определите в них видовременную форму глагола-сказуемого:
1.The shop-assistant is serving customers now. 2. They were having their breakfast at 8 o’clock. 3. Don’t phone me. I’ll be working. 4. It was raining the whole day. 5. While the students were doing a test the teacher was checking the students’ essays.
3. Перепишите и переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на использование Present Continuous для выражения будущих действий:
1. The director is coming back tomorrow. 2. It is going to rain. 3. We’re going to the disco tonight. 4. Whom are you inviting to the party? 5. What are doing tonight?
4. Перепишите и переведите на русский язык следующие предложения. Определите видовременную форму глагола-сказуемого:
1. The documents are being typed now. 2. When the manager came in, the terms of delivery were being discussed by the experts. 3. The book was published last year. 4. A new shopping center is being built in our street. 5. The students are reading a text about the economy of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.
5. Перепишите и переведите на русский язык повелительные предложения с глаголом let:
1. Let me see (подумать). 2. Let him tell us the truth. 3. Let her go to the party on Sunday. 4. Let’s get down to business. 5. Let them talk in private.
6. Перепишите и переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на употребление модальных глаголов can, may и их эквивалентов:
1. Can you operate a computer? 2. You can play tennis, can’t you? 3. Can / Could you tell me the time? 4. You can / may borrow my pen if you want to. 5. Nobody will be able to help you if you don’t want to work hard. 6. It may rain tonight.
7. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на употребление глагола must и его эквивалента:
1. You must be at home at 9 o’clock. 2. You must not park your car here. 3. It’s too late. I must go. 4. I was ill and had to stay at home yesterday. 5. I don’t remember this rule. I will have to revise it.
8. Перепишите и письменно переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на употребления глаголов should и ought to:
1. You shouldn’t do that. 2. What should we do? 3. I ought to visit my grandparents more often. 4. She oughtn’t to be rude to her teachers.
9. Перепишите и переведите на русский язык следующие сложноподчиненные предложения. Определите тип придаточного предложения:
1. I will be ready before you come home. 2. If you have any questions, then don’t hesitate to write. 3. Write me a postcard if you have time. 4. Come to see me after you finish work.
10. Перепишите и переведите на русский язык следующие слова. В случае затруднения, уточните их значения по словарю:
An economist, a computer, production, a pensioner, repetition, a businessman, conservative, to protect, religious, culture.
11. Прочитайте и письменно переведите на русский язык следующий текст: