Введение 10 страница. Необходимость межрегиональных хозяйственных процессов есть в национальной экономике
Необходимость межрегиональных хозяйственных процессов есть в национальной экономике. Основами являются:
· наличие регионально-территориального разделения труда;
· необходимость комплексного развития территории, не всегда совпадающей с географическим делением страны по регионам;
· сильные хозяйственные связи между предприятиями различных регионов, которые развились за многие десятилетия единого управления национальной экономикой;
· многообразие форм собственности, объекты которых располагаются не в одном регионе, а в смежных и других регионах страны.
Межрегиональные хозяйственные отношения основываются на том, что добывающая и обрабатывающая промышленности располагаются зачастую в разных регионах. Энергетическое обеспечение регионального хозяйствования также имеет межрегиональное расположение. Связывают воедино многие региональные хозяйственные процессы единый железнодорожный транспорт, водные артерии, федеральная связь и прочее. По стране многие социальные процессы осуществляются как единые (пенсионное обслуживание и т.д.). Межрегиональные отношения позволяют объективно осуществлять анализ того, что происходит в регионах, поскольку сами регионы не могут обеспечить эту объективность выводов и рекомендаций.
В 2000 году Россия была поделена на 7 федеральных округов, которые объединили все 89 субъектов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). Новые межрегиональные объединения открывают иные возможности развития хозяйствования в регионах. Они позволяют обеспечить адаптацию региональной системы к новым условиям управления и хозяйствования, увеличивает количество региональных проектов в стране и делает реализацию этих проектов управляемой со стороны федеральных округов, поскольку центральная власть не может в должной степени обеспечить такую управляемость регионами страны. По этим округам формируются новые бизнес-структуры, не ориентированные только на региональные власти. Возникает новая инфраструктура, не связанная только с пространственными регионами.
Пространственные регионы страны теряют свои позиции. Федеральные же округа не только помогают развивать хозяйствование в этих регионах, но и создают им новые возможности: капитал легче перемещается внутри федерального округа, поскольку территориальные преграды такого перемещения будут постепенно ликвидироваться. Человеческий капитал распределен неравномерно по регионам, а федеральные округа позволяют улучшить передвижение человеческого капитала, привлекать его туда, где созданы лучшие условия жизнедеятельности человека. Центры управления производственными комплексами выносятся за пределы отдельно взятого региона, что создает совершенно новые условия регионального хозяйствования. При этом особое значение приобретают информационные технологии: внутри федерального округа возникают специфические центры, формирующие информационное обеспечение хозяйствования на высоком уровне. Поэтому другие регионы этого округа оказываются в определенной информационной, организационной и даже экономической зависимости от такого центра. Например, в 2002 таким центром выступила Самарская область в Приволжском федеральном округе, сумев создать электронную зерновую биржу. Нижегородская область выступает в роли организационного центра по формированию строительных, инновационных процессов. Границы рынков перестали совпадать с границами регионов. Поэтому поведение региональных властей неизбежно меняется, когда социально-экономическое развитие региона стало зависеть от степени межрегионального сотрудничества, открытости хозяйственной системы региона.
Возникновение современных межрегиональных процессов в национальной экономике России приводят к изменению регионального хозяйствования, поскольку уменьшается политическая значимость власти региона, которая оказывается в административной зависимости от власти федерального округа; возникает своеобразный бунт капитала по отношению к властям региона, так как теперь капитал свободнее перемещается по экономическому пространству страны. Идет отток из не очень благополучных (политически, экономически, социально) регионов высоко квалифицированных кадров. В настоящее время создается определенная трансграничность регионов, что обусловливает неизбежность изменений в организации их хозяйствования. Вероятно, территориальное деление России будет еще меняться. Но уже в настоящее время идет объединение ряда регионов друг с другом. Так, возник Пермский край, сформирован Восточно-сибирский край. Продолжается объединение и других регионов страны друг с другом. В любом случае регионы являются пространственной площадкой новых регионов, организации их эффективного хозяйствования.
Лекция 7. Социальные процессы в национальной экономике
7.1 Социальная устойчивость как обеспечение развития
национальной экономики. Национальная безопасность
Национальная экономика может поступательно развиваться только на основе социальной устойчивости важнейших ее процессов. Все социальные процессы взаимосвязаны с экономическими. Поэтому их рассматривают как социально-экономические. Социальная среда обитания активно воздействует на деятельность человека, что обусловливает постоянное внимание к социальным проблемам и зависимость от них экономических процессов. Социально устойчивым считается такое развитие национальной экономики, которое обеспечивает позитивное непрерывное развитие социальных характеристик общения людей, обеспечения их жизнедеятельности. Все формы социальных потрясений, социальных взрывов ухудшают экономическое положение страны.
Социальная устойчивость национальной экономики проявляется в том, что:
· обеспечивается прирост населения страны как его естественный процесс, за счет увеличения рождаемости, а не за счет механического прироста населения;
· бедность населения постоянно сокращается и увеличивается удельный вес населения, имеющего достаточно высокие доходы на душу населения;
· повышаются возможности выбора каждым человеком условий жизни, вида деятельности, места жительства и проч. Это связано с ростом доступности каждому человеку возможностей осуществления жизни в самых разных формах, адекватных его интересам;
· усиливается социальная защищенность населения, растет степень безопасности его жизнедеятельности, труда, потребления и других форм бытия человека;
· растет доступность потребления общественных благ населением как за счет роста их набора, доступности, так и за счет общественной гарантии предоставления таких благ;
· активизируется участие населения в социальных процессах, ориентированных на улучшение среды, условий обитания, реализации экономических и социальных интересов населения при обеспечении многообразия этих интересов;
· формирование свободного времени населения, как времени, когда осуществляется развитие всех человеческих способностей, интеллекта человека, человеческого капитала.
Социальная устойчивость характеризует такое состояние национальной экономики, когда ее социальные и экономические элементы надежны. Вертикальные и горизонтальные связи способны выдержать внутренние и внешние потрясения, способны приспосабливаться к новым условиям и подчинять себе эти условия. Чем более устойчива система, тем более жизнеспособна экономика и более безопасно существование национальной экономики. Это – своеобразное «золотое правило» организации жизни национальной экономики.
Среди названных выше и многих других направлений обеспечения социальной устойчивости большее значение имеет создание национальной безопасности как основы всего социально-экономического развития страны. Национальная безопасность – это такое состояние экономики, институтов власти, при котором обеспечиваются гарантии и права, интересы большинства населения, реализуются социальные ориентиры национальной экономики. Национальная безопасность – это защищенность интересов всей национальной системы и способность институтов власти создавать механизмы этой защиты. Национальная безопасность – это способность экономики к: 1) самовыживанию в любых условиях внешнего и внутреннего порядка; 2) развитию в системе наличия внутренних и внешних угроз национальной экономики; 3) учету непредсказуемых факторов, трудно прогнозируемых факторов существования.
Национальная безопасность реализуется в системе критериев ее обеспечения. Состояние безопасности экономики оценивается рядом показателей: наличие и реализация потенциалов развития национальной экономики, ее ресурсов; уровень эффективности затрат труда и капитала и соответствие этого уровня эффективности степени развитости страны; конкурентоспособность национальной экономике в мирохозяйственных процессах; устойчивая целостность территории, суверенитет страны; социальная стабильность и наличие возможностей разрешения социально-экономических конфликтов.
Для выявления уровня национальной безопасности важны пороговые значения показателей состояния национальной экономики. Эти показатели являются пределами, переходить которые не должна нормально развивающаяся национальная экономика. Важны даже не сами пороговые значения показателей, а их взаимосвязь. Так, снижение инфляции не должно вести к росту безработицы, к снижению жизненного уровня, к уменьшению реальной заработной платы и т.д. Иначе говоря, снижение инфляции – не является самоцелью при обеспечении национальной безопасности. Ее снижение не должно обострять социальные проблемы, должно обеспечивать гармоничное взаимодействие социальных и экономических процессов. Или – снижение дефицита бюджета, ликвидация дефицита бюджета страны не должно уменьшать объем инвестиций и производства. Должны в совокупности реализоваться интересы национальной экономики.
Обеспечение национальной безопасности основывается на:
· расширенном воспроизводстве, чтобы экономика не только восстановила объемы производства, характерные концу 80-х – началу 90-х годов ХХ века, но и расширяло воспроизводство непрерывно;
· постоянном увеличении инвестиций в реальную экономику, росте производительности капитала и труда;
· развитии обороноспособности, протекционизма национальных производителей.
Социальная устойчивость и национальная безопасность, таким образом, зависят, прежде всего, от успешности экономического развития страны. В России разрабатываются прогнозы социально-экономического развития страны. Один из таких прогнозов приводится ниже по тексту для того, чтобы показать, что далеко не все прогнозы реальны. Многие прогнозируемые процессы в национальной экономике осуществляются иначе, чем это предполагал прогноз, поскольку меняются условия существования самого хозяйствования, социальных процессов в стране. При этом экономическое развитие становится не только базой состояния страны, но ее положения в мире.
Таблица 10
Основные показатели социально-экономического развития России до 2009 года
2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2008г.
Инфляция (%) 20,2 18,6 15,1 10-12 8-10 6,5-8,5 5-7
ВВП (прирост) 10,0 5,0 4,3 5,9 3,8-5,2 4,8-5,9 5,0-6,5
Структура ВВП(%):
Произ.товаров 40,2 38,3 36,5 35,7 35,4 35,1 34,4
Произв. услуг 49,1 51,0 54,0 53,4 53,8 54,1 54,8
Инвестиции в
основн.капитал(%) 17,4 8,7 2,6 9,3 6,6-8,0 8,2-9,2 8,2-9,5
Уровень безработ. к
экон.активн. насел(%) 10,5 9,0 8,0 8,3 8,4-8,0 8,2-7,9 7,1-7,2
Источник: Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Российская газета. 2003. 2 сент. С.13
Эти показатели рассчитаны как ориентиры развития национальной экономики до 2008 года включительно и как показатели, дающие основу укреплению национальной безопасности страны. Среди таких ориентиров указана постепенная переориентация промышленности с преимущественно добывающей на преимущественно обрабатывающую. В частности, предполагалось, что к 2008 году доля добывающих отраслей в структуре промышленного производства снизится по сравнению с 2000 годом с 50,4% до 45,7%. Доля же обрабатывающих отраслей промышленности соответственно увеличится с 49,6% до 54,3%. Экономика ориентировалась этой программой на обеспечение роста реальных располагаемых доходов ежегодно, с темпами роста не ниже 106,5% в год. Предполагалось усиление значимости частного капитала в развитии национальной экономики, что проявляется в снижении удельного веса расходов консолидированного бюджета страны (в % от ВВП) с 25,8% в 2000 году до 22,5% в 2008 году.
Реальное развитие показало, что предложенный прогноз не осуществился. Данные экономического развития страны на начало 2008 года таковы, что инфляция не равняется прогнозируемым величинам. Прирост ВВП оказался более устойчивым, чем предполагалось. Структура ВВП оказалась иной, чем предполагалось. Сопоставление реальных результатов и прогноза экономического развития показывает сложность и неоднозначность разработки таких прогнозов. Поэтому при формировании политики обеспечения экономической безопасности нужно постоянно ориентироваться на возникающие в ходе развития риски и разрабатывать политику управления такими рисками.
Понятие «национальная безопасность» прочно вошло в жизнь современного общества, стало неотъемлемой частью внутренней и внешней политики стран. Все большее значение в обеспечении национальной безопасности играет конкурентоспособность страны на мировой арене. Это связано с ограниченностью ресурсов и борьбой за контроль над использованием этих ресурсов. Связано это также с гипертрофией значимости финансовых потоков в обеспечении жизнедеятельности национальной экономики. Поэтому победа и укрепление позиций в конкурентной борьбе означает одновременно и появление новых возможностей усиления обеспечения национальной безопасности. Следствием же этого является решение многих социальных проблем внутри страны, усиление социальной устойчивости страны. Конкурентоспособность национальной экономики представляет собой определенный вид сопротивляемости страны давлению на нее различных социальных, политических и экономических сил, как внутри страны, так и вне нее. Именно поэтому укрепление конкурентных позиций является важным способом создания национальной безопасности страны.
Для национальной безопасности России большую тревогу создают внутренние угрозы, которые складываются из слабого использования достижений научно-технического прогресса в развитии страны, слабого развития обрабатывающей промышленности, ориентации доходов страны на выручку от экспорта природных ресурсов. Не меньшую опасность представляют социальные угрозы как очень медленное снижение удельного веса количества населения, живущего за чертой бедности, слабая доступность населению услуг здравоохранения, образования и т.д. Именно эти социальные процессы должны стать в центре интересов национальной экономики. Россия унаследовала от СССР мощный ресурсный потенциал, который составляет 21% мировых запасов ресурсов. Но его нужно поддерживать и развивать. В 2006, 2007 годах значительно увеличилось государственное финансирование на обеспечение геологоразведочной деятельности. Это позволит увеличить потенциал страны.
Социальная устойчивость играет основную роль в обеспечении национальной безопасности. И наоборот: национальная безопасность формирует социально устойчивую хозяйственную систему, возможности разрешать социальные конфликты, которые неизбежно возникают в стране. Чем устойчивее социальная система, тем с меньшими издержками разрешаются такие конфликты, тем меньше они обостряют многообразные отношения людей друг с другом. Путь развития России, начиная с 1991 года, очень сложен. Страна числилась в системе самых ненадежных и нестабильных стран, как политически, так и экономически. В конце 90-х гг. ХХ столетия это положение стало меняться: страна была признана рыночной, стабильность политического и экономического развития возросли, хотя прочными пока не стали. Страна успешно расплачивается с внешними долгами. Полностью Россия рассчиталась с кредитами МВФ.
Серьезной проблемой, подрывающей процессы формирования устойчивости социальных характеристик экономики, является бегство капиталов за границу. Многие годы это происходило в России. Однако, начиная с 2006 года, такой отток капитала резко замедлился, а в 2007 году произошло беспрецедентное за время реформ увеличение потока иностранного капитала в Россию.
7.2 Обеспечение «человеческого развития» в национальной экономике России
Система национальных интересов определяется как совокупность интересов личности, фирм, регионов, общества. При этом интересы личности обеспечиваются достойным уровнем жизни, личной безопасностью, физическим, духовным, интеллектуальным развитием человека. Интересы общества обычно проявляются как интересы государства (хотя это не тождественные понятия). Интересами государства являются защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности страны, обеспечение политической, социальной, экономической стабильности, безусловное исполнение законов и другие. Интересы общества представляют собой совокупность процессов обеспечения демократии, общественного согласия, рост экономической и социальной активности населения. Определенным обобщающим показателем реализации интересов общества является уровень человеческого развития той или иной страны, измеряемый индексом человеческого развития (ИЧР).
Уровень человеческого развития как современная концепция определения социально-экономических процессов национальной экономики определился в конце 70-х годов ХХ века. К тому времени стало ясно, что сам по себе экономический рост не является общим интересом страны. При росте экономики в ряде стран сохранялась бедность, безработица и многие другие проблемы. Сам факт увеличения доходов населения тоже не эквивалентен развитию национальной экономики, решению ее социальных проблем. Совершенно не обязательно, что за экономическим развитием автоматически следует социальное развитие, хотя, конечно, они взаимосвязаны. Просто не может быть деления на экономическое и социальное развитие как относительно самостоятельные процессы. Население существует в стране не как некие получатели благ, а как активные участники их создания, использования, обеспечивающие развитие национальной экономики. В науке были выделены принципы человеческого развития в конце 80-х гг. ХХ столетия. Особую роль сыграли работы Махмуда уль Хака и Амартии Сена. Основное положение новой концепции заключалось в том, что конечной целью развития национальной экономики должно быть повышение качества жизни населения. Перспективы развития, ориентированные на человека, постепенно стали вытеснять перспективы, направленные только на получение прибыли.
Люди ценят не только высокие доходы на душу населения. Им очень важно иметь свободный доступ к образованию, поддержке здоровья, защищенность от преступности, свободу перемещений, участие в управлении государством и т.д. По этой концепции, повышение благосостояния и рост производства являются средствами для достижения роста качества жизни основной массы населения страны, то есть обеспечение человеческого развития. Человек ожидает расширения возможностей реализации своей личности и расширение возможностей выбора в своей деятельности, во взаимоотношениях с государством, работодателями и т.д. То есть возможности человека должны соотноситься с его способностями осуществлять какой-то вид деятельности. Амартия Сен считает, что благосостояние можно достичь разными способами: снизить уровень заболеваемости, уменьшить смертность, обеспечить сбалансированное питание, иметь возможность свободного передвижения на те территории, какие интересны и важны данному человеку. А. Сен подчеркивает, что в достижении благосостояния играют немалую роль самоуважение личности, участие человека в общественном самоуправлении и другие социальные процессы.
Свобода выбора различных стилей экономического поведения представляет собой социально значимую проблему и отражается в развитии этой личности. Именно свобода выбора, набор возможностей такого выбора, обеспечиваемый национальной экономикой, определяет во многом, каково развитие человека в этой стране. Политические и социальные свободы нельзя измерить с такой же точностью, как реализацию экономической свободы личности. Поэтому А.Сен сформировал принципиально новую концепцию обеспечения социально-экономического развития человека и оценки на этой основе уровня развития национальной экономики.
Человеческое развитие как новая научная концепция принципиально отличается от прочих подходов к развитию, какие формируют самые разные экономические науки. В экономике такие оценки даются по конечным результатам: прибыльности, выгоде, росту потребления товаров и услуг. Эта же концепция стремится избежать «фетишизма потребления». Здесь четко обозначается цель человеческого развития как развитие возможностей человека с учетом свободы его выбора среди самых различных форм деятельности. Люди извлекают пользу из предоставляющихся им возможностей (улучшение здоровья, повышение знаний, совершенствование профессионализма). Они учитывают, как смогут эти возможности использовать (в производстве, в политической или иной деятельности). Поэтому важно людям создать условия не только для развития, накопления возможностей, но и для реализации, использования этих возможностей. Рассматриваемая концепция подчеркивает, что люди не являются средством увеличения производства. Напротив. Возросший объем производства предоставляет людям новые возможности деятельности. То есть концепция «человеческого развития» меняет расстановку приоритетов: от обеспечения роста производства общество должно перейти к увеличению возможностей человека и усилению использования этих возможностей. Права личности определяются двумя факторами: 1) чем человек владеет или контролирует (например, землю, рабочую силу); 2) что человек может получить взамен, в обмен на имеющиеся у него экономические возможности. Права, которые основываются на управлении собственностью или на праве владения собственностью, осуществлении торговых операций с объектами собственности, важны лишь как инструмент, как средство повышения человеческих возможностей, решения социальных проблем личности.
Следует различать такие понятия как «человеческая бедность» и «бедность возможностей». Эти понятия были введены в научный оборот в Докладе о человеческом развитии, подготовленном ООН еще в 1990 году. Различие этих понятий основывается на том, что важен не сам по себе недостаток доходов или материальных благ (это обычно подразумевается при понимании термина «бедность»), а существуют разные формы утраты возможностей получения человеком благ, доходов, утраты доступности человеком этих возможностей. Поэтому бедность в этой концепции рассматривается как основная причина ограничения базовых возможностей человека. Недостаток доходов оценивается как недостаток осуществления личностью жизнедеятельности, как неспособность воспользоваться возможностями. То есть речь идет не об оценке недостаточности средств к существованию, а о прямом выражении униженности и необеспеченности. Это влияет на человека намного сильнее, чем просто недостаток средств к существованию, порождает социальные проблемы другого уровня и требует решения этих проблем иными методами, по сравнению с традиционными методами, которые применяются в борьбе с бедностью.
Человеческое развитие как главная социальная проблема строится на концепции равенства: равенства возможностей для людей развивать свои способности, равенства базовых возможностей человека (здоровье, продолжительность жизни, правильное питание, доступ к образованию и информации). От этих возможностей в дальнейшем зависит развитие способностей человека.
Концепция человеческого развития считает, что условия жизнедеятельности будущих поколений людей не должны быть хуже ныне живущего населения, а должны обеспечивать лучшие возможности такой жизнедеятельности. Следовательно, человеческое развитие должно быть устойчиво, что означает равенство возможностей для всех поколений. Человечество имеет моральные обязательства оставить последующим поколениям достойные условия обитания. С экономической и социальной точек зрения это означает, что национальная экономика не должна иметь долгов, по которым бы будущие поколения расплачивались. Эти долги не должны создаваться даже в том случае, если они улучшат современное положение людей. Необходимо в таком случае расплатиться с долгами, улучшив социальную, экономическую, экологическую среду обитания населения.
Нет никакого смысла в устойчивом человеческом развитии, если оно обеспечивает устойчиво унизительные условия жизни, лишения, какие терпит народ. Эти лишения должны быть временными, краткосрочными. Устойчивое развитие социальных и экономических процессов не означает сохранение на многие годы достигнутого уровня условий технологического, природного, человеческого существования. Должно обеспечиваться поступательное их развитие.
Измерение человеческого развития осуществляется путем применения таких показателей: совокупный доход в расчете на душу населения, валовой внутренний продукт на душу населения, прожиточный минимум, ожидаемая продолжительность жизни, доля учащихся в возрасте от 7 до 24 лет в общем количестве населения. На основе этих показателей рассчитывается индекс динамики доходов, индекс изменения продолжительности жизни, индекс образования. Конечным итогом такого исследования является индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИЧПР отражает процесс расширения у людей возможностей выбора вести тот образ жизни, какой они предпочитают. ИЧПР отражает три главные возможности человека: вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знания, иметь доступ к ресурсам, требующихся для поддержания достойного уровня жизни. Если эти возможности отсутствуют, то люди лишаются многих жизненных перспектив. Конечно, ИЧР не может быть исчерпывающей мерой человеческого развития. Но существенные моменты такого развития он все-таки отражает. ИЧР представляет собой минимальную характеристику обеспечения возможностей жизнедеятельности человека. Доход является средством расширения границ выбора людьми перспектив жизни. Он отражает возможности людей обеспечить достойный уровень жизни, поскольку многие действия человека (возможность хорошо питаться, путешествовать, иметь достойное жилище, вести безопасное существование и другие) зависят от его доходов, от тех экономических обстоятельств, в которых находится человек.
Индекс человеческого развития (ИЧР) рассчитывается путем объединения показателей дохода, вероятности продолжительности жизни, грамотности. Поскольку эти показатели имеют разные единицы измерения (годы, проценты, денежное выражение), постольку делаются преобразования, сравнивая уровень национальных достижений по каждому показателю с международными максимальным и минимальными уровнями достижений по каждому показателю. Индекс будет равен:
Индекс = (Х – МinХ) / (Мах Х – МinХ)
Так, для расчета вероятностной продолжительности жизни современный международный максимальный уровень равен 85 годам, минимальный – 25 лет. Если в конкретной национальной экономике средняя продолжительность жизни равна 65 годам, то этот индекс рассчитывается следующим образом:
(65 – 25) / (85 – 25) = 0,667
Значения показателей фиксируются по определенным годам и только тогда возможно сравнение их по различным национальным экономикам. Это обеспечивает выявление важнейших социальных и экономических проблем, какие должна решать та или иная национальная экономика.
Человеческое развитие является неполным без обеспечения свободы человека. Но сам ИЧР не включает свободу. Это связано с тем, что измерять и оценивать свободу человека очень затруднительно. Не всегда ясно, в чем состоят серьезные нарушения свобод. Практически невозможно установить, каков удельный вес различных видов свобод в совокупности понятия «свобода». И важно, что свобода человека является таким состоянием, которое очень быстро изменяется. Поэтому индекс человеческой свободы определяется отдельно от ИЧР. Условно в индекс человеческой свободы включены такие характеристики: право на перемещение в собственной стране, свободу объединяться и собираться, не нарушая при этом общественное спокойствие, свободу от пыток, принуждения, незаконного содержания под стражей. В этот же индекс включается свобода мирного политического противостояния, свобода издания независимых газет; законное право на открытое судебное разбирательство; личное право на соблюдение норм любой религии, определения числа своих детей. ООН определил экспериментально этот индекс свобод человека для 88 стран мира. При расчете каждый из показателей считался равным единице, если свобода была защищена. И считался равным нулю, когда свобода нарушалась. Высшие места заняли Швеция, Дания, Нидерланды, Финляндия. США заняли 13 место. Страны Европы, которые прежде считались социалистическими, были оценены как страны, имеющие низкую степень свободы. За последние годы произошли, конечно, изменения в таких оценках, но как ориентир эти оценки могут использоваться. В порядке эксперимента была сделана попытка определить индекс политической свободы, но итоги не были опубликованы.
Первый глобальный доклад о человеческом развитии был опубликован ООН в 1990 году. В настоящее время более 100 национальных экономик подготавливают такие доклады, в том числе и Россия. Это помогает выявлять динамику решения многих социальных проблем каждой национальной экономикой. Стало общепринятым то, что рост промышленного производства неадекватен понятию «развитие» для национальной экономики. В 1998 году Амартия Сен получил Нобелевскую премию в области экономики. Теперь именно проблема благополучия человека все явнее становится центральной идеей социального развития национальной экономики.