В чём же суть влияния транспорта на экономику, на благосостояние людей?
Социально-экономическое значение транспорта
Роль транспорта для развития экономики и общества подчеркивалась многими учеными.
Стоит вспомнить замечание английского философа Фрэнсиса Бэкона о том, что «три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров».
Исследователи-марксисты отмечали производственную роль транспорта, рассматривая его как особую сферу материального производства – транспортную промышленность, благодаря которой осуществляется производственный цикл.
Казалось бы, важнейшее значение транспорта в жизни людей столь очевидно, что дальнейших рассуждений на эту тему не требуется. Однако назвать транспорт фактором благоденствия нации еще не значит ответить на вопрос: как влияет транспорт на развитие экономики и общества?
О том, что единого и четкого понимания этого нет, свидетельствует и встречающееся определение транспорта как «неизбежного зла», которое, в частности, проявляется в обоснованиях эффективности сокращения дальности перевозок.
Для правильной оценки роли транспорта необходимо уяснить экономическую сущность транспортной деятельности. Отправной точкой здесь может быть тезис Нобелевского лауреата Фридриха Августа фон Хайека о том, что количественное увеличение имеющегося запаса физических средств существования и жизненных удобств зависит не столько от видимого преобразования одних веществ в другие, сколько от процесса их перемещения, благодаря которому изменяется их относительная значимость и ценность. При этом, отмечает ученый, переход товаров из рук в руки может увеличивать их ценность для всех участников процесса обмена, в результате чего человеческие потребности наиболее полно удовлетворяются при наличных ресурсах. Таким образом, Хайек подчеркивает роль именно процесса товарообмена для роста общественного благосостояния.
В чём же суть влияния транспорта на экономику, на благосостояние людей?
Транспорт является ключевым звеном в цепи мировых экономических связей. Его динамичное развитие и эффективное функционирование – необходимые условия достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения экономической целостности и безопасности любой страны, повышения уровня жизни людей.
Транспорт создает возможность рыночного обмена, а рынок, в свою очередь, стимулирует развитие транспорта. Не случайно о степени развития рыночных отношений в XIX и начале XX века можно было судить по густоте и темпам строительства железных дорог.
В течение первого, начального этапа развития железных дорог, с 1825 по 1860 год в мире было построено около 110 тыс. км железнодорожных линий. А в течение следующего десятилетия, к 1870 г., еще более 100 тыс. км, что почти удвоило железнодорожную сеть.
К началу Первой мировой войны железнодорожная сеть превысила 1,1 млн. км. Железнодорожный транспорт выполнял около трети мирового грузооборота, а во внутреннем сообщении – свыше 70%. Впоследствии расширение сети железных дорог продолжалось, но уже меньшими темпами. К началу Второй мировой войны она составляла около 1,3 млн. км.
Динамичное развитие железнодорожного транспорта стало одним из важнейших факторов роста мировой экономики.
Именно возможность регулярной срочной доставки товаров на большие (практически неограниченные) расстояния, которую дает современный транспорт, делает эффективным массовое товарное производство.
Благодаря транспорту повышается степень общественного разделения труда, т.е. появляется возможность более полного удовлетворения общественных потребностей и роста благосостояния. Товарообмен, осуществляемый при посредстве транспорта, дает возможность сосредоточить ресурсы каждого региона на выпуске наиболее эффективных товаров.
В отличие от других отраслей хозяйства, транспорт является необходимым условием производства. Страна или регион могут успешно развиваться без сырьевых ресурсов, как, например, Япония, или, наоборот, импортировать большинство товаров, сосредоточившись на добыче сырья, как страны Аравийского полуострова, однако без транспорта экономическое развитие невозможно. Транспортную услугу полностью импортировать нельзя. Можно арендовать подвижной состав, но транспортная инфраструктура должна существовать в каждом регионе.
Однако до конца понять экономическую роль транспорта нельзя без четкого уяснения того, что является продукцией транспорта, какие ценности создаются в результате перевозки. От этого зависят подходы и к построению транспортных тарифов, и к регулированию транспортной деятельности, и к развитию путей сообщения.
Прежде всего, зададимся вопросом – что является необходимым экономическим условием перевозки товара(именно товара, имеющего потребительские и экономические свойства, а не груза, характеризуемого только физическими параметрами – массой, габаритами и т.п.)? Таким условием является превышение ценности товара в пункте назначения над его ценностью в пункте отправления. Совершенно очевидно, что без выполнения данного условия перевозка осуществляться не будет.
Рассмотрим графическую модель изменения цены и стоимости товара в результате пространственного перемещения, представленную на рис. 1.1 (Под ценой мы будем понимать цену единицы товара, а под стоимостью – произведение цены на определенный объем товара).
Модель сформирована в трехмерном пространстве, задаваемом осями p (цена товара), q (объем товара) и l (расстояние перемещения).
Абстрагируясь от возможной физической убыли товара в процессе перевозки, примем, что его объем в пункте потребления (у покупателя) равен объему в пункте производства (у продавца), т.е. q = const.
Рис. 1.1. Графическая модель изменения цены и стоимости товара в результате пространственного перемещения
Примем также линейную зависимость роста цены товара от расстояния перемещения: p1 = a·l + p0 (1.1).
В этом выражении произведение a·l будет характеризовать рост цены товара в результате перемещения (Δp = a·l = p1 – p0).
Постоянный коэффициент a, характеризующий темп увеличения цены товара по мере удаления от пункта производства (продажи), можно назвать нормой роста ценности товара в результате перемещения.
Обозначим стоимость товара в пункте производства (у продавца) через T0:
T0 = p0·q (1.2).
Соответственно, стоимость товара в пункте потребления (у покупателя) T1 = p1·q (1.3).
Тогда добавленная стоимость в результате перемещения товара
Δ T = p1·q ‑ p0·q = q (p1 ‑ p0) (1.4).
Подставляя выражение (1.1) для цены товара в пункте потребления (у покупателя) в выражение (1.4), получим
Δ T = q (a·l + p0 ‑ p0) =q·a·l = a·l·q (1.5).
Итак, в результате транспортировки товара создается добавленная стоимость, которая зависит от следующих факторов:
- объем перевезенного товара,
- дальность его перевозки,
- норма роста ценности товара в результате перемещения.
На последний фактор нужно обратить особое внимание. Он зависит от рыночной конъюнктуры как в регионе потребления товара, так и в регионе его производства, и, соответственно, подвержен изменениям, нередко – весьма динамичным.
Норма роста ценности товаров в результате перемещения различна как для разных товаров, так и для разных корреспонденций перевозки одного и того же товара, и, как уже отмечено, динамично изменяется во времени.
Именно эти нормы «управляют» интенсивностью спроса на перевозки конкретных товаров по конкретным корреспонденциям. Именно под влиянием их изменений перераспределяются направления транспортных потоков.