Электронное декларирование. Правовой и организационный аспекты
5.1 Весной 2009 года в Беларуси официально начала функционировать система электронного налогового декларирования, основной идеей которой является подача налоговой декларации по электронной почте, а с октября 2011 г. функционирует система учета налогов с использованием электронных документов плательщиков.
Использование электронного декларирования с применением интернет-технологий позволяет плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций (расчетов) и полностью автоматизировать процедуру их представления в налоговые органы, что значительно сокращает издержки, затрачиваемые на заполнение налоговых деклараций на бумажных носителях, исключая необходимость посещения налоговых органов.
Пользователям системы электронного декларирования предоставляется возможность оперативного обновления форматов представления отчетности в случае изменения форм налоговых деклараций (расчетов), а также направлять в налоговые органы следующие документы в электронном виде:
• налоговые декларации в соответствии с формами, утвержденными нормативными правовыми актами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС);
• заявления о выдачи справки о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом, переносе срока проведения плановой проверки, зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, а также о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
• уведомления о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), открытии или закрытии счета в банке за пределами Республики Беларусь (для белорусской организации), изменении места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя), создании (ликвидации) обособленных подразделений организации;
• запрос о разъяснении налогового законодательства, а также о получении иной информации.
С 01 апреля 2013 года внесены изменения в прейскурант на услуги, оказываемые Удостоверяющим центром, для юридических лиц, в части того, что организации могут продлить сертификат или подключиться к системе электронного декларирования сроком на 2 года.
С 05 апреля 2013 года функционирует персональный кабинет плательщика (http://www.portal.nalog.gov.by/juridical/personal/). Плательщики – пользователи системы электронного декларирования, могут получить из учётной системы инспекций МНС (без участия и ведома инспектора) следующие сведения:
• «Сведения о недоимках, переплатах и пене»,
• «Справка о расчете»,
• «Акт сверки расчетов»,
• «Сведения о зачетах».
. Зарегистрировавшись в качестве абонента и получив электронно-цифровой ключ, у декларанта появляется возможность отправлять свои налоговые документы посредством сети интернет. Изначально данная возможность появилась только для юридических лиц, зарегистрированных в Минске. Затем система получила распространение и в областных центрах.
Преимущества электронного декларирования:
• возможность избежать арифметических и логических ошибок в процессе заполнения форм;
• валидное заполнение форм, соответственно настоящему законодательству;
• возможность отправить документы в любое время;
• возможность получить подтверждение инспектора в течение суток;
Кроме того, в настоящее время плательщикам предоставлена возможность направления в электронном виде в налоговый орган запроса о разъяснении налогового законодательства, о состоянии расчетов с бюджетом, а также о получении иной информации.
Одновременно, инспекции МНС получат возможность при подготовке ответа на запрос плательщика, полученный в электронном виде в произвольной форме, направлять в ответ сообщение, к которому прикреплен файл, сформированный в учетной системе (выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней; сообщение о приеме от плательщика электронного документа.
Для подачи электронной декларации необходимо соблюсти следующий ряд условий:
• декларант должен быть зарегистрирован в удостоверяющем центре в качестве пользователя;
• наличие компьютера, подключенного к интернету;
• установленное программное обеспечение для ввода и отправки деклараций, а также средства криптографической защиты.
В ответ налоговые органы направляют в электронном виде в установленные законодательством сроки:
• сообщения о приеме налоговых деклараций (расчетов) (без ошибок либо с ошибками);
• сообщения о проведении либо отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
• сообщения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• отчеты об использовании акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков;
• декларации о производстве и обороте алкогольной и табачной продукции;
• решения о переходе либо отказе в переходе на упрощенную систему налогообложения, возможности применения либо отказе в применении организацией единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, а также о переносе либо отказе в переносе срока проведения налоговым органом плановой проверки субъекта.
5.2 Система электронного декларирования характеризуется следующими правовыми аспектами:
• Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 февраля 2012 года № 7 «Об утверждении инструкции о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа и о признании утратившими силу постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2008 №128 и от 26.03.2010 № 24 (в ред. Постановления МНС от 20.12.2012 №43)»;
• Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2012 года № 4 «Об установлении форм некоторых документов и внесении дополнений и изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 99»Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2012 года № 4 «Об установлении форм некоторых документов и внесении дополнений и изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 99»;
• Приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2012 № 19 «Об установлении примерных форм некоторых документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами, и о признании утратившими силу приказов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 6 октября 2010 года № 82 и от 31 марта 2011 года № 32» (с приложениями);
• Регламентом оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи Республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»;
• Памяткой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по внедрению системы электронного декларирования;
• Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008
№ 210/161/151, в соответствии с которым расходы, понесенные с представлением в налоговые органы налоговых деклараций в виде электронного документа, при их списании, следует учитывать в бухгалтерском учете в качестве прочих общехозяйственных расходов (подп. 18.37 п. 18 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных). В налоговом учете, их можно относить к прочим затратам и согласно подп. 4-2.47 п. 4-2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 №1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" включать в состав расходов.
Номенклатура дел налог организ - пример заполненой
Администрат процед
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения данной работы была рассмотрена организация документооборота в налоговой службе Республики Беларусь, проведен ее анализ, определены проблемы и намечены пути совершенствования данного процесса. Не рассмотрена
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- рассмотрена структура налоговых органов РБ, определено их значение и принципы деятельности;
- рассмотрено в историческом аспекте развитие теоретических вопросов организации делопроизводства и документооборота в налоговых органах;
- дано понятие документообороту, определено его место в системе ДОУ налоговых органов;
- рассмотрены основные элементы процесса документооборота, а также нормативно-правовые акты, регулирующие делопроизводство и документооборот налоговых органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Адаменкова, С. И. Налогообложение: теория и практика: учеб.-метод. пособие/С.И. Адаменкова, О. С. Евменчик, Л. И. Тарарашкина, под общ. ред. С. И. Адаменковой, 2-е изд., перераб. и доп..−Минск: Элайда, 2012.−336с.
2 Давыдова, Э. Н. Делопроизводство. учебно-практ. руководство. / Э. Н. Давыдова, А. Е. Рыбаков – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 288 с.
3 Кузнецов, С. Л. Компьютеризация делопроизводства (Компьютерные технологии в делопроизводстве). / С. Л. Кузнецов – М.: АО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1997.
4 Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: Практикум. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,М 2001.−262с.−(Серия “Высшее образование”).
5 Носевич, В. Перспективы автоматизации ДОУ в Республике Беларусь / В. Носевич // Банк. весн. – 2004. – № 19 (июль). – С. 12-15.
6 Паневчик, В. В. Делопроизводство. учеб. пособие для вузов / В. В. Паневчик – Мн.: Высшая школа, 2003. – 348 с.
7 Пшенко, А. В. Документационное обеспечение управления (Делопроизводство): учеб. пособие для ссузов / А. В. Пшенко. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 256 с.
8 Об утверждении Государственной программы развития информационной инфраструктуры налоговых органов Республики Беларусь на 2013–2015 годы №1146
Электронные ресурсы:
1. http://www.pravo.by/
2. http://www.nalog.gov.by/