Тема 11. Цена и ценообразование
Лекция № 18. Сущность, функции, виды и классификация цен. Порядок ценообразования.
Изучение темы предлагается осуществлять по такому плану:
1. Экономическая сущность, функции и классификация цен.
2. Методы ценообразования.
Учебные цели:
- выяснить экономическую сущность цены;
- рассмотреть функции и классификацию цен;
- дать характеристику основных методов ценообразования
Ключевые слова:
цена, оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, оптовая цена торговых посредников, розничная цена
Методические указания по изучению темы:
Изучение темы следует начинать с выяснения сущности и роли цены в условиях рынка, тех функций, которые раскрывают сущность цены.
Как экономическая категория цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется общественно-необходимыми затратами на производство и реализацию товара и выявляется на рынке. Цена является связующим звеном между производителем и потребителем, т. е. инструментом обеспечения равновесия спроса и предложения.
Сущность и роль цены раскрывается в ее функциях:
• ориентирующей— проявляется в том, что цена отражает рыночную конъюнктуру и является ориентиром для продавцов и покупателей в принятии решений (что продавать, в каких количествах, расширять или сокращать объемы производства и др.);
• учетно-измерительной— заключается в том, что цена отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и позволяет измерить объемы выручки от реализации продукции, доходы, расходы, рассчитать на их основе прибыль;
• стимулирующей— проявляется в стимулировании увеличения производства продукции, улучшения ее качества, обновления ассортимента, экономии затрат, внедрения инноваций и т. п.;
• регулирующей — заключается в воздействии цены на спрос и предложение отдельных товаров.
Все названные функции цен взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Студент должен понимать, что существует множество признаков, по которым можно классифицировать цены.
По отраслям и сферам экономикиразличают цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены на продукцию строительства, тарифы на услуги, внешнеторговые (экспортные или импортные) цены.
По степени участия государства в ценообразованииразличают свободные и регулируемые цены. Свободные ценыформируются на рынке под влиянием изменения его конъюнктуры. Регулируемые цены формируются с учетом воздействияна их величину государства посредством прямого ограниченияих роста, регламентации отдельных элементов цены или другихметодов.
По стадиям товародвиженияцены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются: оптовые (отпускные) цены предприятия; оптовые (отпускные) цены промышленности; оптовые цены торговых посредников, розничные цены
Оптовая (отпускная) цена предприятия— это цена, по которой реализуется продукция предприятиями-изготовителями другим предприятиям или сбытовым организациям. Она состоит из себестоимости товара, прибыли предприятия и косвенных налогов (акциз и налог на добавленную стоимость).
Оптовая (отпускная) цена промышленности— цена, по которой продукция реализуется отраслевыми сбытовыми организациями в порядке оптовой торговли. Она включает в себя кроме оптовой цены предприятия оптово-сбытовую надбавку (затраты плюс прибыль снабженческо-сбытовых организаций) и соответствующий этой надбавке налог на добавленную стоимость (НДС).
Оптовая цена торговых посредников— это цена оптовых торговых организаций, используемая в расчетах с покупателями товаров. Она включает оптовую цену предприятия (или оптовую цену промышленности) и оптовую торговую надбавку, а также соответствующий НДС.
Розничная цена— цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети конечным потребителям. Формирование розничных цен происходит путем добавления к оптовым ценам торговой надбавки для покрытия издержек обращения и получения прибыли и соответствующего НДС.
По сроку действияцены подразделяются на постоянные и временные (сезонные). Постоянные цены — это цены, срок действия которых заранее не определен. Временные (сезонные) цены устанавливаются в основном на сезонную продукцию, и срок их действия ограничен.
Рассматривая второй вопрос, студент должен обратить внимание на то, что представляет собой ценообразование и какие есть основные этапы ценообразования, что представляет собой ценовая политика предприятия.
Ценообразование на предприятии представляет собой процесс установления цен на конкретные товары.
Основными этапами ценообразования являются:
• выявление и анализ ценообразующих факторов;
• обоснование целей ценовой политики предприятия;
• выбор методов ценообразования;
• выбор ценовой стратегии;
• определение цены, формирование системы скидок, надбавок.
Ценовая политика предприятия— это общие принципы, которых оно придерживается в процессе формирования цен на свою продукцию, модель принятия решений о ценовом поведении на различных типах рынков с целью реализации долгосрочных интересов предприятия.
Цели ценовой политики могут быть различные. Обычно выделяют следующие основные цели: рост объема продаж, максимизация прибыли от продаж, увеличение доли рынка. Цели ценовой политики являются долгосрочными, т. е. они рассчитаны на достаточно длительный период.
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния предприятия, а также поставленных целей и задач для расчета цены могут быть использованы различные методы, которые можно применять изолированно или в различных комбинациях друг с другом.
Студент должен понимать, что существует достаточное количество методов ценообразования,основными из них есть такие:
1. Метод полных издержек, или «Издержки + прибыль».
Суть данного метода состоит в установлении цены путем добавления к полным затратам на производство и реализацию продукции целевой прибыли. Это наиболее распространенный метод ценообразования и применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией. Метод ценообразования «Издержки + прибыль» эффективен при следующих условиях:
- установлении цен на новые товары;
- разовых заказах;
- планировании цен в отраслях, где большинство предприятий пользуются данным методом;
- производстве товаров, спрос на которые превышает предложение.
2. Метод рентабельности инвестицийоснован на том, что результат осуществления проекта должен обеспечивать прибыль не ниже стоимости заемных средств. При использовании данного метода к полной себестоимости единицы продукции добавляется сумма процентов за кредит. Этот метод применяется в основном при принятии решений об увеличении объема производства нового для предприятия товара.
3. Метод маркетинговых оценок. Этот метод предполагает ориентацию на спрос, на цену, по которой покупатель готов приобрести данный товар. В соответствии с законом спроса повышение цены на товар сопровождается снижением величины спроса, и наоборот, снижение цены на товар увеличивает спрос. Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены характеризует ценовую эластичность спроса. Коэффициент ценовой эластичности (КЦЭ) может быть рассчитан на основе отношения темпа изменения спроса к темпу изменения цены на товар:
4. Метод на основе «ощущаемой ценности». При установлении цен по этому методу основным ориентиром является восприятие товара покупателем. При этом продавец использует неценовые меры воздействия: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право пользоваться товарной маркой в случае перепродажи и т. п.
Выбор метода ценообразования зависит от конкретных ситуаций, условий работы предприятия, особенностей товара и т. д.
Вопросы для самопроверки:
1. Что представляет собой цена?
2. Какие функции выполняет цена?
3. Назовите признаки, по которым классифицируются цены.
4. Чем отличается оптовая цена предприятия от оптовой цены промышленности?
5. Что представляет собой ценообразование?
6. Назовите методы ценообразования.
7.Какой из методов ценообразования является наиболее распространенным?
Самостоятельная работа студентов:
- Составление структурно-логической схемы по теме.
- Составление словаря экономических терминов по теме.
- Решение задач на определение цены единицы изделия.
Рекомендованная литература:
1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. с. 212-224
2. Бондарь Н.М. Экономика предприятия: Учебн. пособие - К.: Изд-во А.С.К., 2004, с. 244-288.
3. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 14-IHC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnr-sovet.su/zakon-dnr-o-buh-i-fin-uchete/
4. «О налоговой системе» Закон Донецкой Народной Республики № 99-IНС от 4.12.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/
5.Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного. - Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с. 403-432
6. Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией Мищенко Н. Г., Ященко О. І): Учебное пособие. - Львов: "Магнолия 2006", 2008, с. 418 - 444.